Как составить налоговую политику организации? — все о налогах

Налоговая политика организации. Цель, формирование, виды

Налоговая политика предприятия – свод правил осуществления долгосрочного и оперативного планирования налоговой деятельности. Она затрагивает вопросы выбора модели учёта, выработку стиля взаимоотношений с контрагентами. Главная цель создания документа – оптимизация налоговой нагрузки, обеспечение предсказуемости налоговых расходов и рациональное распределение финансовых потоков.

Задачи налоговой политики

Основная цель составления налоговой политики предприятия – создание условий для получения максимальных прибылей на фоне снижения налогового бремени. Продуманная стратегия и тактика помогает решать такие задачи, как:

  • правильный расчет финансовых показателей деятельности предприятия;
  • объективная оценка степени влияния на уровень рентабельности проектов налоговой нагрузки;
  • формирование удобного платежного календаря;
  • оптимизация налогов.

Обязательность формирования налоговой политики свойственна для предприятий всех форм собственности, независимо от используемого режима налогообложения.

Стоит запомнить! Для новых предприятий отводится срок в 90 дней для создания и утверждения своей налоговой политики.

Основной критерий необходимости создания стратегии поведения в налоговой сфере – наличие у компании возможности самостоятельно выбирать способ учета активов и обязательств в рамках предложенного законодательством инструментария. В эту категорию входят организации на общей и упрощенной системе налогообложения.

Обратите внимание! Малым предприятиям законодательство дает возможность пользоваться некоторыми послаблениями в ведении учета. При намерении применить их на практике, это надо прописать отдельным пунктом в бухгалтерской и налоговой политике фирмы.

Особенности оптимизации расходов в бюджет не позволяют объединять бухгалтерскую учётную политику с налоговой. Для первой характерно внесение редких корректировок в содержательную часть на основании веских причин. Для налоговой политики свойственны гибкость и быстрое реагирование на любые изменения внутренних и внешних факторов.

Налоговая стратегия обновляется полностью не чаще одного раза в году, все новшества вступают в силу после окончания отчетного периода. На протяжении года допускается внесение дополнений в составленную ранее политику. Основанием может быть:

  • изменение норм законодательства;
  • введение нового сбора или налога;
  • появление дополнительных видов деятельности организации.

Любое дополнение оформляется приказом по предприятию за подписью руководителя.

Важная деталь! Налоговый кодекс не предполагает отправку созданной на предприятии налоговой политики в ИФНС. Представлять данный документ налоговым органам следует только при наличии официального запроса.

Принципы формирования налоговой стратегии

Для создания эффективной и работающей модели поведения в сфере налогообложения предприятию необходимо придерживаться следующих правил:

  1. Отсутствие противоречий между предпринимаемыми действиями и нормами законодательства. Это обеспечит минимизацию риска возникновения серьезных споров с налоговыми органами, исключит вероятность образования задолженности и штрафных санкций по налоговым платежам.
  2. Минимизация налоговых отчислений должна осуществляться без снижения темпов производства. То есть стремиться следует не столько к уменьшению суммы налогов, сколько к их оптимальному соотношению с результатами хозяйственной деятельности.
  3. Максимальное использование на практике возможных налоговых льгот.
  4. Внесение своевременных и оперативных корректив в налоговую политику на фоне изменения норм действующего законодательства.
  5. Ежегодное планирование объемов расчетов по налогам, контроль над исполнением бюджета и анализ отклонений от него.

Пошаговая инструкция создания налоговой политики предприятия

Процесс создания налоговой политики предприятия характеризуется большими трудовыми затратами, поэтому начинать сбор данных и их систематизацию надо за месяц до окончания текущего отчетного периода. Пошагово механизм действий выглядит так:

Шаг 1

Составление перечня налогов и сборов.

В него вносят налоговые платежи, которые могут оказывать влияние на финансовое положение организации. В списке должны оказаться только те налоги, плательщиками которых является предприятие.

Шаг 2

Анализ путей оптимизации налогов.

Для этого каждый вид налога из созданного списка оценивается с точки зрения возможного влияния предприятием на его размер, изучается вопрос допущения на законодательном уровне применения налоговых послаблений. При наличии шанса применить льготы по конкретному налогу следует сразу уточнять, что необходимо предпринять для реализации такого права.

На данном этапе следует провести полную проверку правильности:

  • списаний износа различных категорий ценностей;
  • переоценки основных средств;
  • формирования запасов ТМЦ;
  • создания расходов, относящихся к будущим периодам.

Шаг 3

Составление плана действий в долгосрочной и краткосрочной перспективе, проработка ключевых элементов реализации налоговой политики.

Для этого понадобятся сводные данные планируемых доходов и расходов предприятия в разрезе продаж, закупки и расходования материалов, услуг сторонних организаций, затрат на оплату труда и инвестирование.

Шаг 4

Создание наиболее подходящего для нужд предприятия варианта налоговой политики путем комбинирования самых эффективных в конкретной ситуации мер.

Запомните! Необходимо создать алгоритм действий ответственных работников, обеспечивающий непрерывное и быстрое отражение в учете всех хозяйственных операций с соблюдением хронологии событий.

Важное место на данном этапе отводится формированию принципов систематизации финансовых сведений для отражения в налоговых декларациях. Для правильной проработки всех возможных вариантов поведения в налоговой сфере надо уделить внимание:

  • расчету планируемых сумм начислений по налогам в предстоящем году;
  • определению предварительных размеров налоговых платежей с распределением их во времени;
  • составлению прогнозных показателей баланса, выделяя возможное возникновение задолженности перед бюджетом.

Шаг 5

Закрепление системы контроля над правильностью выполнения норм учетной налоговой политики.

Для этого необходимо прописать способы доступа ответственных пользователей к полной информации об исчисления налогов и соблюдении сроков их уплаты. Отдельным пунктом следует прописать обязанности конкретных сотрудников по анализу всех отклонений от прогнозных сведений и причин их возникновения.

Базовая структура налоговой политики

Налоговым законодательством не приводится строгая структура учетной политики предприятия в сфере налогов.

Каждой организации дается возможность сформировать собственный вариант, который будет учитывать пожелания руководства и индивидуальные особенности системы управленческого и бухгалтерского контроля.

Главное, чтобы созданные планы действий компании не противоречили принципам налогового законодательства.

В базовом варианте налоговая политика может содержать два раздела:

  1. Общий блок.
  2. Правила формирования и оптимизации налоговой базы.

В общей части указываются сведения о:

  • лицах, ответственных за ведение учета;
  • принципах учета в сфере налогов;
  • установленных сроках представления сводных данных для их анализа, в том числе обособленными подразделениями (при их наличии).

Во втором блоке прописываются элементы налоговой оптимизации:

  • правила расчета налоговой базы в разрезе по видам налогов;
  • прогнозный налоговый бюджет;
  • составленный с учетом индивидуальных особенностей деятельности компании налоговый календарь;
  • принципы и цели отслеживания дебиторской задолженности, выделение долгов с истекшим сроком давности;
  • анализ целесообразности создания резерва по сомнительным долгам, возможности уменьшения с его помощью платежей по налогу на прибыль;
  • пути обеспечения оперативности бухгалтерского учета и систематизации данных;
  • описание текущей и перспективной налоговой оптимизации, реализуемых при помощи льгот;
  • анализ продолжительности производственного цикла с целью его дальнейшей оптимизации для уменьшения облагаемой базы при исчислении налога на имущество;
  • перечень применяемых налоговых регистров с их кратким описанием.

Предприятиям, работающим на упрощенной системе налогообложения, достаточно описать во втором блоке документа объект налогообложения (общий доход или разность между доходами и расходами), указать используемый способ оценки реализованных ценностей. При необходимости акцентируется внимание на порядке применения форм раздельного учета расходов и доходов, схема их утверждения. Это актуально для организаций, совмещающих ЕНВД и УСН.

Создание и применение на практике налоговой политики предприятия – неотъемлемый элемент хозяйственной деятельности организации. Не стоит им пренебрегать, это важно не только в целях соблюдения требований законодательства, но и для внутренней оптимизации финансовых потоков компании.

Источник: https://assistentus.ru/vedenie-biznesa/nalogovaja-politika-organizacii/

Как составить налоговую политику организации?

Существует мнение, что бухгалтерская и налоговая учетные политики могут быть прописаны как две отдельные части одного и того же приказа. Но вряд ли это целесообразно делать по той простой причине, что бухгалтерская учетная политика (БУП) составляется всего один раз и не может меняться из года в год (см. → учетная политика организации, → организация бухгалтерского учета в организации).

Она утверждается единожды и для ее изменений нужны определенные объективные причины, диктуемые, например, изменением законодательства или началом нового направления деятельности компании.

Как часто меняется налоговая учетная политика (НУП)

Что касается налогов, политика по их учету также формируется один раз, что способствует последовательности в их учете. В то же время никто не запрещает ежегодно менять организациям НУП.

Это может быть сделано и по причине изменения налогового законодательства, и по причине оптимизации налогообложения предприятия для снижения налоговой нагрузки.

Практически ежегодно компаниям приходится пересматривать учетную политику (УП) по налогам:

  1. Почти для всех налоговналоговый период составляет год за редким исключением (например, для НДС он равен кварталу).
  2. Налоговое законодательство ежегодно претерпевает значительное изменение в связи с внесением в него уймы различного рода поправок, изменений и дополнений. В том числе появляются новые главы. Например, со следующего года ожидаются существенные дополнения в кодекс по налогам в связи с переходом функций сборщика обязательных страховых взносов по зарплате от внебюджетных фондов к ФНС.
  3. Кроме того, налоговым кодексом предусмотрено единообразие учета доходов, расходов, активов и обязательств в рамках одного года. И право менять ежегодно НУП может сыграть на руку компаниям, которые с помощью изменения своей налоговой политики могут с помощью нее оптимизировать уплачиваемые ею в бюджет налоги официальным «белым» способом.

Конечно, если ничего не менялось, то и изменять политику не нужно.

Когда и как нужно изменить налоговую политику в течение года?

Чтобы понять, в каких случаях можно и нужно внести изменения в принятую на год учетную политику по налогам, рассмотрим таблицу ниже.

ситуация что внести в налоговую учетную политику
компания стала вести принципиально новые виды деятельности дополнение
изменилось в рамках текущего года законодательство, влекущее за собой обязанность компаний прописать в НУП метод учета активов или обязательств, для которых ранее в законодательстве был прописан единый вариант учета или его не было совсем дополнение
среди года был введен новый налог и/или сбор, по которому предусмотрены варианты выбора учета для налогоплательщиков дополнение

Как видно из данной таблицы, в середине года возможно только внести дополнение в НУП предприятия по веским основаниям. А изменения в нее любая компания вправе предусмотреть при разработке способа налогового учета со следующего года путем издания нового приказа.

Какие организации составляют налоговую политику?

Учетную политику для ведения налогового учета и отчетности составляют организации всех форм собственности и режимов налогообложения, у которых есть возможность выбирать из предложенных налоговым законодательством вариантов учета активов, обязательств и способов их документального отражения

Читайте также:  С 01.01.2015 можно выбирать порядок учета имущества, не признаваемого амортизируемым - все о налогах

Источник: https://online-buhuchet.ru/kak-sostavit-nalogovuyu-politiku-organizacii/

Как составить учетную политику для целей налогообложения

Налоговое законодательство позволяет налогоплательщику выбирать систему налогообложения. Кроме того, для определения налоговой базы по некоторым элементам предусмотрены разные варианты их применения.

Какой из них выбрать – решать вам. Сделанный выбор надо закрепить в учетной политике для целей налогообложения приказом руководителя организации (индивидуального предпринимателя).

Чтобы выбрать наиболее оптимальный для вас вариант учетной политики, загляните в таблицу.

Избрав конкретный вариант учетной политики, использовать другой механизм налогообложения нельзя (определение Конституционного суда РФ от 12 мая 2005 г. № 167-О).

Типовых образцов учетной политики нет, поэтому приказ составляйте в произвольной форме. Положения учетной политики можно включить как в текст приказа, так и оформить в виде приложения к нему.

Налоговое законодательство не конкретизирует, кто должен разрабатывать учетную политику. Поэтому руководитель организации может поручить эту работу любому сотруднику – специалисту в области налогообложения. Как правило, предпочтение отдают главному бухгалтеру.

О том, нужно ли разрабатывать учетную политику для целей налогообложения предпринимателю, применяющему общую систему налогообложения, см. Как предпринимателю на ОСНО вести учет хозяйственных операций.

Учетную политику утверждают заблаговременно: до налогового периода, начиная с которого будут применять ее положения. Разработанную учетную политику применяйте последовательно из года в год с момента создания организации и до ее ликвидации. Либо до тех пор пока в учетную политику не будут внесены изменения. Составлять новую учетную политику ежегодно не нужно.

Ситуация: могут ли обособленные подразделения формировать свою учетную политику для целей налогообложения?

Нет, не могут.

Обособленные подразделения не признаются отдельными юридическими лицами (п. 3 ст. 55 ГК РФ). Они входят в состав организации, открывшей их. Поэтому обособленные подразделения не вправе формировать отдельную учетную политику для целей налогообложения. На их деятельность распространяются общие положения учетной политики организации.

Что указать про налог на прибыль

Основная часть решений, которые необходимо принять при формировании учетной политики для целей налогообложения, связана с ведением налогового учета для расчета налога на прибыль (ст. 313 НК РФ). Этот раздел должен содержать:

  • элементы налогового учета, выбор которых прямо указан в законодательстве;
  • самостоятельно разработанные методы учета, если их разработка возложена на организацию;
  • обоснование используемого метода (т. е. ссылки на законодательство, позволяющее его использовать).

В частности, нужно определить:

  • порядок признания доходов и расходов;
  • состав и порядок создания резервов;
  • способ начисления амортизации по основным средствам;
  • условия применения амортизационной премии;
  • способ оценки покупных товаров при их реализации;
  • способ оценки материалов при отпуске в производство;
  • перечень прямых расходов;
  • порядок перечисления авансового платежа;
  • порядок формирования регистров налогового учета.

Перечень вариантов налогового учета, предлагаемых главой 25 Налогового кодекса РФ, приведен в таблице.

Какие правила, связанные с НДС, отразить

В разделе учетной политики про НДС нужно, в частности, определить:

  • порядок ведения раздельного учета операций, облагаемых НДС и освобожденных от налогообложения;
  • порядок ведения раздельного учета входного НДС по товарам (работам, услугам), предназначенным для реализации на внутреннем рынке и для поставок на экспорт;
  • особенности нумерации счетов-фактур (если, например, организация реализует товары (работы, услуги, имущественные права) через обособленные подразделения).

Ситуация: можно ли не закреплять в учетной политике для целей налогообложения методику ведения раздельного учета по НДС? Организация ведет деятельность, облагаемую и не облагаемую НДС.

Нет, нельзя.

По мнению контролирующих ведомств, в учетной политике для целей налогообложения обязательно нужно закрепить методику раздельного учета по НДС (см., например, письма УФНС России по г. Москве от 11 марта 2010 г. № 16-15/25433 и от 27 марта 2007 г. № 19-11/028237).

Дело в том, что организация должна обеспечить проверяющим возможность проконтролировать обоснованность применения вычетов по НДС (п. 1 ст. 23 НК РФ). А учетная политика – это как раз документ, в котором фиксируют выбранный метод распределения входного НДС (абз. 22 п. 2 ст. 11 НК РФ).

На основании этого документа налоговая инспекция будет проверять правильность расчетов, связанных с распределением налога между операциями, облагаемыми НДС и освобожденными от налогообложения.

При этом в учетной политике можно прописать любую экономически обоснованную методику раздельного учета, которая позволяет достоверно определить все необходимые показатели.

Причина в том, что законодательно порядок ведения раздельного учета по операциям, облагаемым и не облагаемым НДС, не установлен. Правомерность такого подхода подтверждает судебная практика (см., например, определение ВАС РФ от 21 января 2011 г.

№ ВАС-18432/10, постановление ФАС Северо-Западного округа от 23 марта 2012 г. по делу № А56-27831/2011).

Совет: если вы готовы спорить с проверяющими, то методику раздельного учета по НДС в учетной политике можете не отражать. При этом вам помогут следующие аргументы.

В Налоговом кодексе нет четкого правила, как надо вести раздельный учет (п. 4 ст. 170 НК РФ). Поэтому, если в организации нет утвержденной методики, это еще не значит, что она нарушила требования. Потому и нет оснований для отказа в вычете НДС. То, что организация ведет раздельный учет, можно подтвердить любым способом.

Например, сформировав учетные регистры отдельно по разным видам операций на основании первичных документов. Правомерность такого подхода подтверждает судебная практика (см., например, постановления ФАС Московского округа от 6 марта 2012 г. по делу № А40-140274/10-4-840, Восточно-Сибирского округа от 29 мая 2012 г. № А74-585/2011, Северо-Кавказского округа от 17 августа 2011 г.

№ А53-19990/2010, Уральского округа от 7 декабря 2010 г. № Ф09-9755/10-С2).

Как внести изменения

Изменения в учетную политику можно внести только в двух случаях:

  • вы решили поменять ранее выбранный метод учета;
  • меняется законодательство о налогах и сборах.

Для этого нужно:

  • подготовить текст изменений или дополнений с их обоснованием;
  • определить дату вступления изменений в силу (например, 1 января следующего года);
  • проверить, соблюдаются ли ограничения, связанные с продолжительностью применения отдельных методов налогового учета (некоторые методы организация должна применять, не изменяя, в течение нескольких налоговых периодов);
  • утвердить изменения или дополнения в учетной политике приказом руководителя.

Такой вывод следует из статьи 313 Налогового кодекса РФ.

В зависимости от причины, вызвавшей изменения в учетной политике, они вступают в силу в разное время:

  • при смене метода учета – с начала нового налогового периода (с 1 января года, следующего за внесением изменений);
  • при изменении законодательства – не ранее даты вступления изменений в силу.

Об этом сказано в абзаце 6 статьи 313 Налогового кодекса РФ.

В течение календарного года корректировать учетную политику можно только в связи с изменениями законодательства.

Если поправки вступают в силу задним числом (с начала текущего года), изменения в учетную политику также могут действовать с начала года. Сдавать уточненные декларации при этом не нужно.

Учтите изменения при составлении декларации за текущий отчетный (налоговый) период (письмо Минфина России от 28 октября 2005 г. № 03-03-04/1/317).

Меняя учетную политику в части расходов, помните о таких правилах.

Во-первых, измененные положения о порядке учета прямых расходов распространяются только на операции нового налогового периода – задним числом применять их нельзя.

Прямые расходы по операциям, не завершенным к началу нового налогового периода, учитывают в прежнем порядке. Например, с нового года организация исключила из состава прямых расходов затраты на хранение материалов.

Тогда в порядке, предусмотренном для списания косвенных расходов, можно учитывать лишь те затраты, которые случились после нового года. Недосписанные расходы, понесенные организацией до нового года, будут уменьшать налогооблагаемую прибыль в прежнем порядке.

То есть по мере реализации продукции, в стоимость которой эти затраты были включены (ст. 319, абз. 6 ст. 313 НК РФ, письмо Минфина России от 20 мая 2010 г. № 03-03-06/1/336).

Во-вторых, скорректированный порядок учета косвенных или внереализационных расходов распространяется на отношения, возникшие до изменений. Например, с нового года организация изменила способ определения предельной величины процентов по кредитам и займам (ст.

 269 НК РФ). Измененные положения применяются ко всем расходам в виде процентов, возникшим с начала нового года. Независимо от того, когда организация получила кредиты или займы, по которым начисляются проценты (письмо Минфина России от 9 ноября 2010 г.

№ 03-03-06/2/191).

Также существует минимальная периодичность, которую должны действовать некоторые правила. В частности, в течение двух налоговых периодов подряд нельзя изменить метод:

  • оценки остатков незавершенного производства (п. 1 ст. 319 НК РФ);
  • формирования покупной стоимости товаров (ст. 320 НК РФ).

Пример внесения изменений в учетную политику для целей налогообложения прибыли. Уточнения внесены в связи со сменой коммерческой организацией метода налогового учета стоимости товаров

ООО «Торговая фирма «Гермес»» занимается оптовой торговлей. Дата ее регистрации – 5 марта 2015 года. В учетной политике организации для целей налогообложения закреплено, что стоимость товаров определяют без учета расходов, связанных с их приобретением. Расходы по хранению товаров на складе учитывают в составе косвенных.

https://www.youtube.com/watch?v=RlsqiB4Jjsc

При подготовке учетной политики на 2016 год руководство организации решило изменить метод формирования покупной стоимости товаров – увеличить ее на стоимость складских затрат (оплаченных сторонней организации).

Однако статья 320 Налогового кодекса РФ накладывает ограничения на время применения этого метода учета. Организация обязана формировать покупную стоимость товаров по установленному способу не менее двух последовательных налоговых периодов.

Учитывая, что «Гермес» создан 5 марта 2015 года, первым налоговым периодом применения установленного ранее способа оценки будет 2015 год (п. 2 ст. 55 НК РФ), а вторым – 2016 год.

Соответственно, организация вправе изменить учетную политику только с 1 января 2017 года.

Как дополнить учетную политику

Дополнения в учетную политику нужно внести, если у организации появятся новые виды деятельности. В таком случае в учетной политике пропишите принципы и порядок налогообложения новых операций (абз. 7 ст. 313 НК РФ).

Дополнения вступят в силу с того отчетного периода, в котором организация начнет вести новую деятельность (или получит лицензию на осуществление нового вида деятельности) (письма Минфина России от 14 апреля 2009 г.

№ 03-03-06/1/240, от 3 октября 2008 г. № 03-03-06/2/136).

Ситуация: можно ли внести изменения (дополнения) в учетную политику для целей налогового учета при реорганизации в форме присоединения? После этого организация стала вести новую деятельность, которой раньше занимались присоединенные организации.

Да, можно.

Изменения в учетную политику вносят в двух случаях:

  • если организация меняет выбранный метод учета – с начала нового налогового периода (с 1 января года, следующего за внесением изменений);
  • если вносят поправки в законодательство о налогах и сборах – не ранее даты, когда изменения вступают в силу.
Читайте также:  Как поддержать работников финансово, не уплачивая взносы? - все о налогах

Дополнения в учетную политику нужно внести, если у организации появятся новые виды деятельности (ст. 313 НК РФ).

При реорганизации в форме присоединения новое юридическое лицо не образуется. Присоединенная организация прекращает свою деятельность, а реорганизованная организация приобретает права и обязанности присоединенной (п. 4 ст. 57, п. 2 ст. 58 ГК РФ).

Реорганизованная организация может начать заниматься деятельностью присоединенных организаций, которую она раньше не вела.

В этом случае организация обязана определить и зафиксировать в учетной политике для целей налогового учета принципы и порядок отражения этих видов деятельности.

Как только завершится реорганизация, надо внести в учетную политику изменения, связанные с налогообложением новых операций.

Дополнения вступят в силу с того отчетного периода, в котором организация начнет вести новую деятельность или получит лицензию на ведение нового вида деятельности (письма Минфина России от 3 октября 2008 г. № 03-03-06/2/136, от 24 декабря 2007 г. № 03-03-06/1/889).

Куда сдавать

Ситуация: нужно ли сдавать в налоговую инспекцию приказы об утверждении учетной политики для целей налогообложения?

Нет, не нужно.

В Налоговом кодексе такая обязанность не прописана. Однако без учетной политики невозможно проконтролировать правильность расчета налогов. Поэтому в рамках выездной проверки инспекция вправе потребовать этот документ (п. 1 ст. 93 НК РФ, письма Минфина России от 28 октября 2005 г. № 03-03-04/1/317, УФНС России по г.

Москве от 18 августа 2005 г. № 19-11/58754). Форма требования приведена в приложении 5 к приказу ФНС России от 31 мая 2007 г. № ММ-3-06/338. В течение 10 рабочих дней со дня получения такого запроса вы обязаны представить инспекторам копию приказа об утверждении учетной политики (п. 12 ст. 89, п. 3 ст. 93, п. 6 ст. 6.

1 НК РФ).

Если проигнорировать требование инспекторов, то организацию могут оштрафовать на 200 руб. за каждый непредставленный документ (п. 1 ст. 126 НК РФ).

Также по заявлению налоговой инспекции суд может применить к ответственным сотрудникам организации (например, к ее руководителю) меры административной ответственности.

Размер штрафа составит от 300 до 500 руб. (ч. 1 ст. 23.1, ч. 1 ст. 15.6 КоАП РФ).

В рамках камеральной проверки перечень требуемых документов ограничен. Налоговая инспекция может запросить учетную политику только при камеральной проверке:

  • налогов, связанных с использованием природных ресурсов (п. 9 ст. 88 НК РФ);
  • вычетов по НДС (п. 8 ст. 88 НК РФ).

О порядке разработки учетной политики при применении упрощенки см. Как составить учетную политику для целей налогообложения при УСН.

Источник: https://NalogObzor.info/publ/uchet_i_otchetnost/organizacija_ucheta/kak_sostavit_uchetnuju_politiku_dlja_celej_nalogooblozhenija/42-1-0-1068

Понятие и сущность налоговой политики на предприятии

Налоговая политика организации – это система методов (способов), приемов, методик ведения налогового учета, а также формирования, оптимизации, исчисления и анализа налоговых показателей. Под налоговыми показателями понимается величина налоговых платежей, а также относительные величины, характеризующие:

  • долю налогов и сборов в активах и пассивах организации;
  • соотношение сумм различных видов налогов;
  • налоговую платежеспособность организации и т.д.

Поскольку для организации, как правило, не является существенным величина сборов, то в дальнейшем речь будет идти только о налогах.

Особую роль в налоговой политике играет оптимизация налоговых платежей, поэтому главная цель налоговой политики – определение оптимальной величины налоговых платежей и, как следствие, увеличение финансового результата.

Оптимальной считается величина налоговых платежей, которая:

  1. рассчитана с учетом использования законных способов ее минимизации;
  2. определена с учетом выбора наиболее приемлемой налоговой базы налога или налогового режима для организации;
  3. не уменьшает финансового результата.

Основными задачами налоговой политики являются:

  • планирование потоков налоговых платежей;
  • оптимизация величины налоговых платежей, то есть их снижение без ущерба экономической эффективности деятельности организации;
  • анализ выполнения плановых налоговых показателей и эффективности налогового планирования;
  • составление оптимального графика погашения обязательств по выплате налогов и сборов;
  • формирование эффективной технологии расчетов по налоговым платежам.

Налоговая политика является составной частью финансового менеджмента организации и осуществляется с помощью разработанной учетной политики, от которой зависят количество и суммы перечисляемых налогов в бюджет и внебюджетные фонды, платежеспособность и финансовая устойчивость организации.

Учетная политика в целях налогового учета (налогообложения) является инструментом налоговой политики, так как при определении учетной политики у организации имеется выбор, который касается методов формирования налоговой базы некоторых налогов, использования специальных режимов налогообложения и т.д.

В соответствии с Налоговым кодексом РФ (НК РФ) организации обязаны вести налоговый учет параллельно с бухгалтерским учетом. Соответственно для ведения этих видов учета разрабатываются:

  1. учетная политика для целей налогового учета;
  2. учетная политика для целей бухгалтерского учета.

Учетная политика – это внутренний документ организации, раскрывающий всем заинтересованным лицам особенности ведения бухгалтерского и налогового учета этой организации в конкретном отчетном периоде.

При этом учетная политика для целей бухгалтерского учета представляет собой совокупность выбранных организацией способов ведения бухгалтерского учета организации, имеющей методическую и организационно-техническую составляющие, учетная политика для целей налогообложения (налогового учета) – совокупность способов ведения налогового учета организации, имеющей методическую и организационно-техническую составляющие, а также методики исчисления налогов.

Методические способы предназначены для формирования информации о финансовом положении и финансовых результатах деятельности организации. Организационно-технические способы позволяют осуществить технологический процесс функционирования налоговой и бухгалтерской службы.

Необходимо отметить, что в налоговом законодательстве отсутствует определение термина учетная политика для целей налогообложения. Предложены подходы к его формированию в ряде статей НК РФ (ст.161, 313, 314).

Учитывая имеющуюся между бухгалтерским и налоговым учетом преемственность, можно полагать, что учетная политика для целей налогового учета основывается на тех же принципах, что и учетная политика, применяемая в бухгалтерском учете.

Учетную политику организации можно составить и утвердить:

  1. отдельными приказами для целей бухгалтерского учета и налогового учета;
  2. отдельным приказом с двумя разделами, посвященным бухгалтерскому учету и налоговому учету.

Учетная политика для целей налогового и бухгалтерского учета применяется с первого января года, следующего за годом утверждения ее соответствующим приказом руководителя. Учетная политика для целей налогового учета вновь созданной организации утверждается не позднее окончания первого налогового периода.

Учетная политика для целей бухгалтерского учета (согласно ПБУ 1/98 п.10) утверждается соответствующим приказом руководителя до первой публикации бухгалтерской отчетности. Учетная политика вновь созданной организации утверждается не позднее 90 дней со дня государственной регистрации организации и считается применяемой со дня ее создания.

В учетной политике для целей налогового учета следует раскрыть:

  1. вопросы, вариантность которых предусмотрена НК РФ;
  2. применяемый налогоплательщиком порядок ведения налогового учета;
  3. формы регистров и порядок отражения в них аналитических данных налогового учета.

Согласно НК РФ порядок ведения налогового учета – это:

  • особый порядок учета доходов и расходов, момента их признания, подразумевающий особый механизм учета доходов и расходов для исчисления налоговой базы отчетного (налогового) периода;
  • особый порядок формирования отложенных расходов, то есть расходов, которые влияют на налоговую базу последующих отчетных (налоговых) периодов.

Систему налогового учета налогоплательщик организует самостоятельно (ст. 313 НК РФ), исходя из принципов последовательности применения норм и правил налогового учета, от одного налогового периода к другому. При этом должна быть обеспечена возможность осуществления контроля за правильностью формирования тех или иных налоговых показателей, которые будут учтены при расчете налоговой базы.

Аналитический учет данных налогового учета должен быть так организован налогоплательщиком, чтобы он раскрывал порядок формирования налоговой базы и основывался на первичных учетных документах и аналитических регистрах НУ.

Источник: https://investobserver.info/ponyatie-i-sushhnost-nalogovoj-politiki-na-predpriyatii/

Как составить бухгалтерскую и налоговую учетную политику

Как составить бухгалтерскую и налоговую учетную политику?

Бухгалтерскую учетную политику и учетную политику для целей налогообложения можно составить:

  • или в виде двух отдельных документов;
  • или в виде одного документа с двумя разделами (один — по вопросам бухгалтерского учета, а другой — по вопросам налогового).

В учетной политике любой организации обязательно надо описать те способы учета, в отношении которых выполняется любое из условий:

  • законодательством предусмотрено несколько способов учета (например, несколько способов начисления амортизации), из которых организация может выбрать для себя наиболее подходящий;
  • способ учета законодательством не установлен (например, способ раздельного учета НДС при ведении облагаемой и не облагаемой этим налогом деятельности).

При этом описывать надо только те способы учета, которые организация действительно применяет или собирается начать применять в том году, на который составляется учетная политика. Записывать в учетную политику что-либо впрок не нужно.

Пример. Определение необходимости описания способов учета в учетной политике
Организация находится на общей системе налогообложения.

Возможные способы учета Обязателен ли для применения всеми организациями Применяется ли организацией Надо ли описать в УП
Бухгалтерский учет
Определение первоначальной стоимости ОС как суммы затрат на их приобретение Да (п. 8 ПБУ 6/01) Да Нет
Учет в качестве МПЗ активов (стоимостью не более 40 000 руб.), в отношении которых выполняются условия признания ОС Нет (п. 5 ПБУ 6/01) Да Да
Начисление амортизации линейным способом Нет (п. 18 ПБУ 6/01) Да Да
Переоценка ОС по текущей стоимости Нет (п. 15 ПБУ 6/01) Нет Нет
Налоговый учет
Определение первоначальной стоимости ОС как суммы затрат на их приобретение Да (п. 1 ст. 257 НК РФ) Да Нет
Включение в расходы затрат на приобретение имущества (стоимостью не более 40 000 руб.), используемого как средство труда, в момент ввода этого имущества в эксплуатацию Да (пп. 3 п. 1 ст. 254, п. 1 ст. 256 НК РФ) Да Нет
Начисление амортизации по всем ОС линейным методом Нет (п. 1 ст. 259 НК РФ) Да Да
Применение амортизационной премии Нет (п. 9 ст. 258 НК РФ) Нет Нет

Кроме этого, в бухгалтерской учетной политике каждой организации надо зафиксировать критерии существенности, применяемые при исправлении ошибок в бухучете.
В качестве приложений к бухгалтерской учетной политике надо привести (пп. 4 п. 3 ст. 21 Закона N 402-ФЗ, п. 4 ПБУ 1/2008):

  • формы первичных учетных документов, разработанные самой организацией. Если вы применяете формы документов, утвержденные Росстатом (Госкомстатом), то делать их приложением к учетной политике не надо. В этом случае в ней достаточно указать, что первичные учетные документы вы составляете по этим формам;
  • рабочий план счетов;
  • порядок документооборота в организации, например положение о документообороте;
  • детализированные формы бухгалтерской отчетности, если организация их применяет (п. 3 Приказа Минфина от 02.07.2010 N 66н). Если вы применяете стандартные формы или формы, рекомендованные Минфином для малых предприятий, не добавляя в них никаких показателей, то делать эти формы приложением к учетной политике не надо.
Читайте также:  Распределение налоговой ставки по налогу на прибыль - все о налогах

Если организация вправе не применять какие-либо ПБУ, так как она относится к малым предприятиям, то в бухгалтерской учетной политике надо перечислить те ПБУ, которые она применять не будет.

Не имеет смысла прописывать в учетной политике:

  • общие сведения об организации (например, основные виды деятельности, применяемую систему налогообложения);
  • организационные и технические вопросы учета, в частности, на кого возложено ведение бухгалтерского или налогового учета;
  • порядок исчисления налогов, который нельзя изменить с помощью учетной политики (например, объект налогообложения при УСН);
  • способы учета, которые вы обязаны применять. К таким способам относится, в частности, использование кассового метода учета доходов и расходов при УСН;
  • любые другие сведения, не имеющие значения для бухучета и расчета налогов.

Нельзя указывать

Источник: https://www.mosbuhuslugi.ru/material/sostavlenie-buhgalterskaya-nalogovaya-uchetnaya-politika

Налоговая политика организации

В республике сложились благоприятные условия для формирова­ния национальной учетной и налоговой политики, ориентированной на действующие Международные бухгалтерские стандарты и систе­мы налогообложения, применяемые в странах развитыми и рыноч­ными отношениями.

В нормативных документах по налогообложению существует дос­таточно большое количество требований, которые нельзя исполнить, используя лишь действующие методы бухгалтерского учета. Это в свою очередь приводит к крайне важно сти ведения налогового учета.

Также современное налоговое законодательство позволяет ʼʼгово­ритьʼʼ о возможности регулирования налоговых показателœей деятель­ности субъекта.

Существование возможности выбора и способов ве­дения налогового учета приводит к крайне важно сти закрепить спосо­бы и формы налогового учета внутренними документами предприятия. В качестве такого документа можно предложить положения о нало­говой политике.

Положения налоговой политики закрепляются в при­казе об учетной и налоговой политике, формируемой субъектом на новый финансовый год в виде самостоятельного раздела.

Способы и формы налогового учета͵ закрепленные такими доку­ментами, должны использоваться предприятием в течение всœего налогового года, изменения бывают внесены либо в начале но­вого налогового года, либо в связи с тем, что произошли измене­ния в налоговом законодательстве (добровольное или обязательное изменение налоговой политики).

Под политикой налогового учета принято понимать выбранная предпри­ятием совокупность способов ведения налогового учета: общие прин­ципы организации налогового учета͵ процедуры корректировки дан­ных бухгалтерского учета в целях налогообложения и расчёта налогооблагаемых баз, способов расчёта и уплаты налогов и платежей в бюджет и внебюджетные фонды.

Процесс разработки политики налогового учета должен завершать­ся ее утверждением и раскрытием для заинтересованных пользова­телœей (в первую очередь, территориальным налоговым комитетам).

Политика налогового учета должна быть оформлена либо как часть учет­ной политики предприятия, либо в виде самостоятельного докумен­та.

Налоговое законодательство, в отличие от бухгалтерского, не содержит требований по формированию и раскрытию политики нало­гового учета͵ в связи с этим традиционно политика налогового учета офор­мляется по тем же требованиям, которые сформулированы системой нормативного регулирования бухгалтерского учета.

В политике налогового учета должны ориентироваться:

1) руководитель организации — так как он несет ответственность за ее формирование;

2) главный бухгалтер, в связи с тем, что он составляет финансо­вую отчетность предприятия;

3) специалист по налогам — поскольку только при его профессио­нальном участии можно грамотно и всœесторонне обосновать содержа­ние Положения как совокупности способов ведения налогового учета;

4) аудитор, так как налоговый учет будет являться одним из ос­новных объектов аудиторской проверки;

5) налоговый инспектор, поскольку от элементов политики нало­гового учета зависит в конечном итоге порядок формирования того или иного объекта налогообложения.

Ответственность за организацию налогового учета должен нести руководитель предприятия.

На выбор и обоснование политики налогового учета могут влиять различные факторы.

Это и организационно-правовая форма хозяй­ствующего субъекта͵ объёмы деятельности, структура организации, среднесписочная численность, налоговое поле деятельности (осво­бождение от различных видов налогов, ставки налогов, льготы по налогам), наличие материальной базы (обеспеченность компьютер­ной техникой, программно-методическим обеспечением и т.д.), уро­вень квалификации бухгалтерских кадров и другие. Только принимая во внимание совокупность влияющих факторов, можно правильно подойти к обоснованию политики налогового учета.

Положение о политике налогового учета должно включать в себя об­щие положения, методику ведения и организацию налогового учета.

Общие положения политики налогового учета должны предусмат­ривать основополагающие принципы учета; цели и задачи, выпол­няемые данным видом учета; перечень основополагающих норма­тивно-правовых документов, регламентирующих ведение налогово­го учета.

Формирование и содержание данного раздела Положения о политике налогового учета должно основываться на действующем налоговом законодательстве и быть единым для всœех хозяйствующих субъектов независимо от их организационно-правовых форм и ха­рактера деятельности.

Второй раздел Положения о политике налогового учета — методика ведения налогового учета — должен раскрывать основные методы, используемые предприятием при учете налогов.

Содержание данного раздела должно основываться также на налоговом законо­дательстве, отдельные элементы раздела выбираются организаци­ями самостоятельно и зависят от конкретных условий их деятельно­сти. Прежде всœего, в данном разделœе Положения о политике налогово­го учета должен быть предусмотрен и утвержден метод учета фор­мирования налогооблагаемой базы.

Выбранный метод утверждает­ся политикой налогового учета и не должна быть изменен в течение финансового года. Как правило, предприятием устанавливается выбранный метод на длительный срок (ряд лет).

Методика налогового учета должна предусматривать также веде­ние раздельного учета затрат на производство и реализацию по раз личным видам деятельности и видам выпускаемых товаров (работ услуг).

Для тех юридических лиц, которые являются плательщиками корпоративного подоходного налога, политикой налогового учет; крайне важно предусмотреть перечень затрат, которые при повышении нормативных значений, увеличивают налогооблагаемый доход.

https://www.youtube.com/watch?v=h4qHmohVTKM

Третий раздел Положения о политике налогового учета — органи­зация налогового учета предусматривает круг лиц, осуществляющих налоговый учет, их должностные инструкции (права, обязанности); формы учетных документов, применяемых для оформления налого­вых расчетов; порядок и технологию обработки учетной информации; порядок проведения внутреннего контроля за правильностью веде­ния налогового учета и другие вопросы. Этот раздел должен также основываться на действующем законодательстве, но и его содержа­ние может варьироваться исходя из различных факторов: орга­низационной структуры, численности работников организации и дру­гих. Элементы данного раздела разрабатываются предприятием са­мостоятельно и зависят от конкретных условий ее деятельности.

Организация налогового учета должна предусматривать, прежде всœего, круг лиц, осуществляющих учет. Как правило, на предприя­тии расчет налоговых платежей осуществляется бухгалтерской служ­бой.

Наличие же в структуре специализированных служб (особенно у крупных налогоплательщиков), которые занимаются вопросами налогообложения, актуально именно сейчас, когда происходит по­степенное разделœение бухгалтерского учета и налогового учета.

Предприятие, исходя из конкретных условий, может пре­дусмотреть ведение налогового учета.

В случае если ведение налогового учета на предприятии будет осуществ­ляться специализированной службой налогового учета или штатным специалистом по налогам, крайне важно разработать должностные инструкции для данного круга лиц, в которых будут регламентиро­ваться их права и обязанности, перечень выполняемых функций, по­рядок взаимодействия с бухгалтерской службой и другие вопросы. Специалист по налогам назначается на должность и освобождается от должности руководителœем по согласованию с главным бухгалте­ром. Он должен нести ответственность за ведение налогового учета͵ за своевременное представление полной и достоверной налоговой отчетности, за осуществление внутреннего налогового контроля в организации. Должностные инструкции специалистов по налогам не­обходимо приводить в Положении о политике налогового учета.

Положением о политике налогового учета должны быть преду­смотрены и утверждены формы налоговых регистров. Дело в том, что в некоторых ситуациях данных бухгалтерского учета недостаточно для расчета сумм налогов, причитающихся к взносу в бюджет.

В таких слу­чаях крайне важно использовать специально разработанные налоговые учетные регистры, которые предприятия могут разрабатывать само­стоятельно. Рабочие формы налогового учета должны быть приведены в Положении о политике налогового учета.

Представляется, что пер­вичная информация по налогам, содержащаяся в первичных докумен­тах бухгалтерского учета͵ накапливается и систематизируется в реги­страх бухгалтерского учета и налогового учета.

И только после обобщения из регистров она должна переноситься в сгруппированном виде в налоговые расчёты. В необходимых случаях первичная информация может накапливаться в первичных налоговых документах.

Налоговые расчёты — это специализированные типовые формы, в которых налогоплательщик отражает основные налогово-расчетные показатели и рассчитывает сумму налогового обязательства.

По каждому виду налогов существует соответствующая форма налого­вого расчета. Количество форм налоговых расчетов зависит от коли­чества уплачиваемых налогов и сборов.

По этой причине в Положении о по­литике налогового учета должен быть приведен перечень приме­няемых на предприятии типовых форм налоговых расчетов.

Специфической особенностью налогового учета является то, что всœе начисленные и оплаченные в бюджет и во внебюджетные фонды налоги и платежи в обязательном порядке отражаются на счетах и в регистрах бухгалтерского учета.

По этой причине политикой налогового уче­та крайне важно предусмотреть всю последовательность обработки налогово-учетной информации, начиная с первичных бухгалтерских и налоговых документов и заканчивая регистрами аналитического и синтетического учета.

Общая схема обработки учетно-налоговой информации должна быть представлена в Положении о политике налогового учета. Дан­ным разделом Положения о политике налогового учета целœесообраз­но утверждение также перечня должностных лиц, имеющих право подписи на счетах-фактурах.

Все плательщики налога на добавлен­ную стоимость обязаны составлять счета-фактуры при совершении операций по реализации продукции (работ, услуг). Выписываемые счета-фактуры должны быть подписаны руководителœем и главным бухгалтером.

Представляется нереальным, особенно на крупных пред­приятиях, подписывать всœе счета-фактуры лично руководителœем и главным бухгалтером. По этой причине желательно назначение уполномочен­ных лиц, которые имеют право подписывать данные документы.

На практике это бывают заместители директора по финансовой части и заместители главного бухгалтера. В любом случае всœе должност­ные лица должны быть перечислены в соответствующем пункте Поло­жения о политике налогового учета.

В положении о политике налогового учета крайне важно провести сроки и последовательность осуществления проверки по элементам налогового учета.

Рисунок 3. Процесс обработки налогово-учетной информации

Кроме вышеизложенного, в Положении должны определяться также сроки уплаты налоговых платежей, крайне важно предусмот­реть налоговый календарь на финансовый год по видам уплачивае­мых налогов, а также по срокам предоставления в налоговые служ­бы специальных налоговых расчетов.

Источник: https://referatwork.ru/category/sport/view/443106_nalogovaya_politika_organizacii

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
Для любых предложений по сайту: [email protected]