На вакантных рабочих местах спецоценка не проводится — все о налогах

Штраф за непроведение специальной оценки условий труда

Согласно законодательству, работодатель обязан обеспечить каждому работнику безопасные для жизни и здоровья условия труда. Соблюдаются эти нормы не всегда: на одних предприятиях из-за безответственности работодателя, на других – в силу специфики производства.

Несколько лет назад система проверок безопасности рабочих мест, создаваемых работодателями подверглась серьезным изменениям. Теперь специальную оценку условий труда, или сокращенно СОУТ, обязаны поводить все без исключения фирмы и ИП, имеющие сотрудников. Игнорирующие СОУТ работодатели должны быть готовы к значительным суммам штрафа за непроведение специальной оценки условий труда.

Порядок проведения аттестации рабочих мест

В первых версиях закона работодатели осуществляли «аттестацию» рабочих мест, которая позднее переросла в «специальную оценку». По действующей ныне редакции стало гораздо легче попасть под штраф за отсутствие аттестации рабочих мест. Еще в 2015 году аттестации подлежали не все рабочие места, теперь же СОУТ должна проводиться для всех.

Проводить оценку не нужно для вакантных рабочих мест, а также для надомных и дистанционных сотрудников. Первое связано с тем, что оцениваться должны условия труда конкретного работника, штатные производственные процессы, которые не ведутся, если данное рабочее место вакантно. По второму моменту важно, чтобы дистанционный режим работы был прописан в трудовом соглашении с сотрудником.

Экспертиза рабочих мест проводится независимой организацией, которая должна входить в специальный реестр Минтруда РФ. Суть процедуры в выявлении наличия или подтверждения отсутствия вредных или опасных производственных факторов.

В случае предполагаемой вредности, проводится комплекс мероприятий (замеров, исследований) для определения степени вредоносности. В результате рабочему месту присваивают класс опасности.

В зависимости от этого класса определяются меры предосторожности, компенсации сотруднику, дополнительные выплаты соцфондам, обязательность спецодежды и т.д.

В трудовую инспекцию свой отчет экспертная комиссия передаст сама. А организации-заказчику достаточно оформить декларацию соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда. Данные из экспертного отчета переносятся в бланк статистики № 1-Т (условия труда) «Сведения о состоянии условий труда и компенсациях на работах с вредными и (или) опасными условиями труда».

Как часто нужно проводить СОУТ

Специальную оценку условий труда следует проводить не реже, чем 1 раз в пять лет. Это касается прежде всего действующих рабочих мест.

Помимо этого, есть ряд ситуаций, когда проверка должна быть проведена внепланово.

Это, например, ввод в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест, получение работодателем соответствующего предписания государственного инспектора труда, изменение технологического процесса или замена производственного оборудования, означающее довольно заметное изменение условий труда, произошедший на рабочем месте несчастный случай на производстве или выявленное профессиональное заболевание (это просто аннулирует действующий документ о соответствии рабочего места) и, наконец, поступление мотивированных предложений от рабочего профсоюза.

При наступлении одного из перечисленных оснований внеплановая специальная оценка условий труда должна быть проведена на соответствующих рабочих местах в течение 12 месяцев.

В случае несоблюдения сроков проведения СОУТ работодатель должен быть готов к штрафу за не аттестацию рабочих мест. Это относится в том числе и к ситуациям, когда работодатель игнорирует необходимость внеочередных оценок.

Стоимость проведения экспертизы

Каждая специализированная организация устанавливает свои расценки. Минимальная стоимость (около 700 рублей) устанавливается для оценки рабочих мест, где предполагается полное отсутствие вредных факторов. Экспертиза рабочих мест, требующая дополнительных замеров, химического анализа и иных сложных исследований может обойтись работодателю в сумму до 3000 рублей за каждое рабочее место.

Некоторая экономия возможна при наличии равнозначных рабочих мест. При высоком сходстве условий труда разрешено оформлять одну карту СОУТ на несколько рабочих мест. Ограничение: необходимо оценить не менее 20% от общего числа схожих одинаковых рабочих мест (но не менее двух).

Работодателю, который сочтет расходы на специальную оценку условий труда чрезмерной, стоит учесть в числе расходов грядущие штрафы за специальную оценку условий труда.

Штраф за отсутствие аттестации рабочих мест

Объем ответственности для нарушителей определяет Кодекс об административных правонарушениях (ч.1 ст. 5.27.1). Так, индивидуальные предприниматели и должностные лица будут оштрафованы на сумму от 5 до 10 тысяч рублей.

Ответственность за непроведение специальной оценки условий труда для организации-работодателя существенно выше и достигает 60 000 – 80 000 рублей (п. 2 ст 5.27_1 КоАП РФ).

В сравнении с прежними показателями суммы санкций значительно возросли: штраф за аттестацию рабочих мест в 2015 году составлял 1-5 тысяч рублей для ИП и 30-50 для организаций.

При систематических нарушениях штраф за непроведение СОУТ для юридических лиц вырастают до 200 тысяч рублей, для ИП и должностных лиц – до 40 тысяч. Альтернативой может стать приостановка деятельности предприятия до 90 суток и дисквалификация должностных лиц на срок до 3х лет.

Если же в результате непроведенной спецоценки будет причинен тяжкий вред здоровью работника, работодатель попадает под действие ст. 143 Уголовного кодекса. В таком случае наказание составит от 400 000 рублей в виде штрафа. В наиболее тяжелых случаях, например, при смертельном исходе, встанет вопрос лишения свободы для работодателя на срок от 1 до 5 лет.

Источник: https://spmag.ru/articles/shtraf-za-neprovedenie-specialnoy-ocenki-usloviy-truda

Что важно знать бухгалтеру о специальной оценке рабочих мест?

Информация актуализирована 25.03.2015

Денис Шофшан, налоговый консультант ООО «ФондИнфо»

Порядок и условия проведения  оценки определены Федеральным законом от 28.12.2013 № 426-ФЗ, который вступил в силу с 1 января  2014 года. Проводится спецоценка условий труда согласно методике, утвержденной Приказом Минтруда России от 24.01.2014 № 33н, который вступил в силу 8 апреля 2014 года.

Это значит, что фактически специализированные организации получили право на проведение спецоценки условий труда только 8 апреля 2014 года. По результатам спецоценки устанавливаются классы и подклассы условий труда на рабочих местах сотрудников.

Подробнее о том, что такое спецоценка, можно ли затраты на ее проведение учесть в расходах, влияют ли результаты спецоценки на размер скидки по страховым взносам и др., смотрите в таблице в конце материала.

Кому нужно проводить специальную оценку?

Специальную оценку условий труда обязаны проводить все работодатели (вне зависимости от системы налогообложения и штатной численности работников). Более того, специальной оценке подлежат все рабочие места независимо от того, существуют на рабочем месте источники опасности или нет. Офисные рабочие места также подлежат спецоценке.

Никаких исключений для них в законодательстве нет. Прежде официальные органы тоже настаивали на проведении аттестации рабочих мест, если работник больше половины рабочего времени находится за компьютером (письмо Минтруда России от 08.04.2013 № 15-1-859).
Специальную оценку можно не проводить лишь в отношении (п. 3 ст.

3 Закона № 426-ФЗ):

  • надомных работников;
  • дистанционных работников;
  • работников, занятых у физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями.

Специальная оценка проводится совместно работодателем и организацией, которая соответствует определенным требованиям (ч. 2 ст. 8 Закона № 426-ФЗ).

Когда проводить специальную оценку?

Если до 1 января 2014 года компания провела аттестацию рабочих мест, то ее результаты действительны в течение пяти лет со дня завершения. То есть спецоценку можно не проводить максимум до 31 декабря 2018 года. Однако провести спецоценку вне плана нужно в следующих случаях (ст. 17 Закона № 426-ФЗ):

  • ввод в эксплуатацию новых рабочих мест;
  • получение предписания государственного инспектора труда о проведении внеплановой оценки в связи с нарушениями, выявленными в ходе проверки трудовой инспекцией;
  • изменение технологического процесса, замены производственного оборудования, которые способны оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников;
  • изменение состава применяемых материалов и (или) сырья, способных оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников;
  • изменение применяемых средств индивидуальной и коллективной защиты, способных оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников;
  • произошедший на рабочем месте несчастный случай на производстве (за исключением несчастного случая на производстве, произошедшего по вине третьих лиц) или выявление профессионального заболевания, причинами которого явилось воздействие на работника вредных и (или) опасных производственных факторов;
  • наличие мотивированных предложений выборных органов первичных профсоюзных организаций или иного представительного органа работников о проведении внеплановой специальной оценки условий труда.

Можно провести специальную оценку условий труда до истечения срока действия результатов аттестации рабочих мест по собственной инициативе (п. 4 ст. 27 Закона № 426-ФЗ).

Как изменились дополнительные тарифы?

С 2015 года доп. тарифы страховых взносов по сравнению с 2014 и 2013 годами повысились. В табл. 1 указаны тарифы для организаций, которые не проводили ни аттестацию, ни спецоценку условий труда.

1. Размер дополнительных тарифов страховых взносов (если не проводились ни аттестация, ни спецоценка условий труда)

Примечание. *Тарифы в ФСС и ФФОМС при этих условиях имеют нулевые значения.

Если же по результатам проведенной специальной оценки условий труда были определены классы (подклассы) условий труда, то с даты утверждения отчета о ее проведении следует применять дифференцированную шкалу доптарифов страховых взносов (см. табл. 2; ч. 2.1 ст. 58.3 ФЗ от 24.07.2009 № 212-ФЗ и письмо Минтруда России от 13.03.2014 № 17-3/В-113).

2. Дифференцированная шкала дополнительных тарифов страховых взносов (если установлены классы условий труда)

Как быть с проведенной аттестацией?

Результаты аттестации рабочих мест можно использовать в целях установления дифференцированных тарифов до 31 декабря 2018 года. Для этого необходимо одновременное соблюдение четырех условий (ч. 5 ст. 15 ФЗ от 28.12.2013 № 421-ФЗ):

  • Аттестацией установлено, что условия труда на рабочих местах являются вредными или опасными.
  • Срок действия аттестации еще не истек.
  • Результаты аттестаций отражены в документах, которые оформлены не позднее 31.12.2013 (письмо Минтруда России от 13.03.2014 № 17-3/В-113).
  • Аттестационные документы оформлены по правилам, утв. Приказами Минздравсоцразвития России от 26.04.2011 № 342н или от 31.08.2007 № 569.

Если результаты аттестации оформлены правильно, то в аттестационных документах должны быть отражены те же классы и подклассы условий труда, которые действуют сейчас. В этой части изменений в законодательстве РФ не произошло.

Так, например, если проведенной аттестацией  условия труда были признаны опасными, то на выплаты нужно начислять дополнительные взносы по тарифу 8 % (см. табл. 2).

Однако имейте в виду, что если по результатам проведенной аттестации условия труда были признаны оптимальными или допустимыми, то дополнительные взносы следует начислять по фиксированным ставкам: 6 или 9 %. Применять нулевые тарифы в этом случае нельзя.

Снизить взносы до нуля можно только по результатам спецоценки (ч. 5 ст. 15 Закона № 421-ФЗ). Получается, что некоторым работодателям может быть выгодно скорейшее проведение специальной оценки условий труда в целях снижения тарифов страховых взносов.

Отчетность в ПФР

Учитывая, что результаты спецоценки условий труда влияют на применяемый тариф дополнительных страховых взносов, с 1 квартала 2014 года уточнена отчетность в ПФР в этой части. Так, в квартальном расчете по форме РСВ-1 ПФР, утв. Постановлением Правления ПФР от 16.01.2014 № 2п, можно выделить следующее:

  • раздел 2 дополнен новым подразделом 2.4, в котором отражаются сведения о страховых взносах по доптарифу в зависимости от класса (подкласса) условий труда, который установлен по результатам проведенной спецоценки;
  • в раздел 4 добавлены графы 3 и 13, в которых отражаются доначисленные допвзносы, уплачиваемые на основании результатов спецоценки (ч. 2.1 ст. 58.3 Закона № 212-ФЗ);
  • в раздел 6 подраздела 6.7 добавлена графа «Код специальной оценки труда». Значение этих кодов можно найти в приложении № 2 к Порядку заполнения расчета по форме РСВ-1 ПФР.

Отчетность в ФСС

Таблица 10 «Сведения о результатах проведенной специальной оценки условий труда  и проведенных обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников на начало года» раздела II расчета по форме-4 ФСС начиная с отчетности за I квартал 2014 года заполняется и представляется в обязательном порядке (п. 2 Порядка заполнения формы 4-ФСС). Эта таблица уточнена в связи с введением специальной оценки условий труда.

В таблице 10 отражаются данные о специальной оценке условий труда, а также о проведенных обязательных предварительных и периодических медицинских осмотрах на начало года (пп. 34–34.

4 Порядка заполнения формы 4-ФСС, утв. Приказом Минтруда России от 19.03.2013 № 107н).

Причем если у страхователя еще не истек срок действия аттестации рабочих мест по условиям труда, то таблицу нужно заполнять по результатам такой аттестации.

Важные нюансы специальной оценки рабочих мест

Вопрос Ответ
Что такое специальная оценка? Специальная оценка условий труда — это единый комплекс мероприятий по идентификации вредных и опасных факторов производственной среды и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения фактических значений от установленных нормативов (п. 1 ст. 3 Закона № 426-ФЗ).По результатам специальной оценки устанавливаются классы и подклассы условий труда на рабочих местах (п. 2 ст. 3 Закона № 426-ФЗ)
Кто должен проводить специальную оценку? Специальная оценка проводится совместно работодателем и организацией, которая соответствует определенным требованиям. С такой организацией заключается договор гражданско-правового характера (п. 2 ст. 8 Закона № 426-ФЗ)
Какие рабочие места подлежат специальной оценке? Специальной оценке подлежат все рабочие места. Не оцениваются только условия труда (п. 3 ст. 3 Закона № 426-ФЗ): — надомных работников; — дистанционных работников;— работников, занятых у физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями
Влияет ли спецоценка на размер скидки по страховым взносам на травматизм? Да, органы ФСС устанавливают скидку  в зависимости от безопасности условий труда по результатам их специальной оценки (абз. 2 п. 1 ст. 22 Федерального закона от 24.07.1998 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»)
Какая ответственность предусмотрена за непроведение специальной оценки? Нарушение установленного порядка проведения специальной оценки или ее непроведение является нарушением трудового законодательства. Руководитель (или иное должностное лицо) может быть привлечен к ответственности в виде административного штрафа от 5 000 до 10 000 руб., организацию могут оштрафовать на сумму от 60 000 до 80 000 руб. При повторном нарушении размер санкций существенно увеличивается, также вместо штрафа должностных лиц могут временно дисквалифицировать, а деятельность организации приостановить (ст. 5.27.1 КоАП РФ).Если на предприятии произошел несчастный случай, то отсутствие результатов спецоценки может служить доказательством вины работодателя. В этом случае возможно привлечение руководителя к уголовной ответственности по ст. 143 УК РФ.
Организация применяет общую систему налогообложения. Можно ли при расчете налога на прибыль учесть затраты на спецоценку? Расходы на проведение специальной оценки условий труда можно учесть в составе прочих расходов (пп. 7 п. 1 ст. 264 НК РФ). Если доходы и расходы признаются методом начисления, то учесть их можно после приема работ по спецоценке (пп. 3 п. 7 ст. 272 НК РФ). Если же доходы и расходы признаются кассовым методом, то расходы учитываются после оплаты и приемки выполненных работ (и иных расходов на проведение специальной оценки условий труда), см. п. 3 ст. 273 НК РФ.Принимая во внимание, что расходы на проведение специальной оценки условий труда относятся к косвенным расходам, при методе начисления они уменьшают налог на прибыль в том отчетном периоде, в котором были осуществлены (п. 2 ст. 318 НК РФ)
Организации применяют специальные налоговые режимы (одна компания на УСН, другая на ЕВНД). Можно ли при расчете единого налога затраты на специальную оценку учесть в расходах? Если организация применяет УСН с объектом обложения «доходы», то расходы на проведение спецоценки никак не повлияют на расчет единого налога (п. 1 ст. 346.14 НК РФ).При объекте налогообложения «доходы минус расходы» учесть затраты также не получится. Дело в том, что такие затраты не предусмотрены в закрытом перечне расходов, которые принимаются во внимание при расчете единого налога при УСН (п. 1 ст. 346.16 НК РФ).Если компания платит ЕНВД, то расходы на проведение специальной оценки условий труда также на налог никак не повлияют, поскольку он рассчитывается из показателей по вмененному доходу (п. 1 ст. 346.29 НК РФ)
Можно ли расходы за специальную оценку зачесть в счет уплаты страховых взносов? Денежные расходы на специальную оценку можно зачесть в счет уплаты взносов на травматизм. Это предусмотрено приказом Минтруда России от 20.02.2014 № 103н. Зачесть можно максимум 20 % от суммы взносов
Читайте также:  Журнал регистрации несчастных случаев на производстве - все о налогах

О декларации соответствия и об оплате спецоценки за счет фсс

  • Если по результатам спецоценки условия труда признаны оптимальными или допустимыми, то компании необходимо представить в трудовую инспекцию по своему местонахождению специальную декларацию. Ее форма и порядок представления утверждены Приказом Минтруда России от 07.02.2014 № 80н. Он зарегистрирован Минюстом России 22.05.2014 под № 32387 и вступил в силу с 08.06.2014.О том, как выбрать «оценщика» и подать декларацию соответствия, читайте здесь.

Источник: https://kontur.ru/articles/2263

Подскажите, как обосновать и где указать причины проведения специальной оценки условий труда на вакантных квотируемых рабочих местах (инвалиды)?Подскажите, при проведении СОУТ, необходимо указать СНИЛС основного работника? Работник, принятый на период

Подскажите, как обосновать и где указать причины проведения специальной оценки условий труда на вакантных квотируемых рабочих местах (инвалиды)?Подскажите, при проведении СОУТ, необходимо указать СНИЛС основного работника? Работник, принятый на период отсутствия основного работника, также ознакомиться с результатами СОУТ, но его СНИЛС организация не показывает?

Ответ на 1 вопрос: Подскажите, как обосновать и где указать причины проведения специальной оценки условий труда на вакантных квотируемых рабочих местах (инвалиды)?

На вакантных рабочих местах спецоценку не проводят, даже если это квотируемые рабочие места для инвалидов.

Вакантные рабочие места не соответствуют целям спецоценки. Отдельные исключения возможны только в отношении аналогичных рабочих мест.

Исследования и измерения вредных или опасных факторов в процессе спецоценки проводят при штатных производственных и технологических процессах на конкретном рабочем месте (п. 15 Методики, утвержденной приказом Минтруда России от 24 января 2014 г. № 33н).

А поскольку сотрудник отсутствует, то никаких рабочих процессов на вакантном месте не происходит. Соответственно, провести исследования в принципе невозможно. Поэтому спецоценку на вакантных местах не проводят.

Аналогичные разъяснения дают специалисты Минтруда России в письме от 14 марта 2016 г. № 15-1/ООГ-1041.

Исключение из данного правила возможно лишь в отношении аналогичных рабочих мест. Например, если в компании 10 аналогичных рабочих мест, одно из которых временно вакантно.

При этом возможность включить вакантное рабочее место в текущую спецоценку и распространить на него итоги, выявленные по занятым рабочим местам, может только специальная комиссия.

Она принимает решение для каждого случая индивидуально, исходя из фактической ситуации. См. подробнее.

Если вакансия будет закрыта в процессе проведения текущей спецоценки, то можно уточнить отчетные данные. То есть включить новое рабочее место в список мест, подпадающих под оценку.

Если вакансию закроют уже после окончания спецоценки, то работодателю придется провести еще одну внеплановую оценку (ст. 17 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ).

Такой подход соблюдайте и в отношении аналогичного вакантного места, если комиссия изначально отказалась включать его в перечень мест, подлежащих оценке.

Ответ на 2 вопрос: Подскажите, при проведении СОУТ, необходимо указать СНИЛС основного работника? Работник, принятый на период отсутствия основного работника, также ознакомиться с результатами СОУТ, но его СНИЛС организация не показывает?

Согласно п. 7 части 5 Инструкции по заполнению формы отчета о проведении специальной оценки условий труда, утвержденной Приказом Минтруда России от 24.01.2014 № 33н, в строке 021 Карты спецоценки указывается информация о СНИЛС работников. При этом не сказано, что указывать нужно только СНИЛС постоянных работников.

В карте спецоценки нужно указать СНИЛС всех сотрудников, работающих на данном рабочем месте на дату завершения спецоценки, независимо от того, постоянно они работают или временно.

Таким образом, в рассматриваемой ситуации в карте спецоценки нужно указать СНИЛС и основного, и временного работника.

Подробности в материалах Системы Кадры:

1. Ответ: Нужно ли проводить спецоценку на вакантных рабочих местах

Иван Шкловец, заместитель руководителя Федеральной службы по труду и занятости

Нет, не нужно. Такие рабочие места не соответствуют целям спецоценки. Отдельные исключения возможны только в отношении аналогичных рабочих мест.*

Исследования и измерения вредных или опасных факторов в процессе спецоценки проводят при штатных производственных и технологических процессах на конкретном рабочем месте (п. 15 Методики, утвержденной приказом Минтруда России от 24 января 2014 г. № 33н).

А поскольку сотрудник отсутствует, то никаких рабочих процессов на вакантном месте не происходит. Соответственно, провести исследования в принципе невозможно. Поэтому спецоценку на вакантных местах не проводят.

Аналогичные разъяснения дают специалисты Минтруда России в письме от 14 марта 2016 г. № 15-1/ООГ-1041.

Исключение из данного правила возможно лишь в отношении аналогичных рабочих мест. Например, если в компании 10 аналогичных рабочих мест, одно из которых временно вакантно.

При этом возможность включить вакантное рабочее место в текущую спецоценку и распространить на него итоги, выявленные по занятым рабочим местам, может только специальная комиссия.

Она принимает решение для каждого случая индивидуально, исходя из фактической ситуации. См. подробнее.

Если вакансия будет закрыта в процессе проведения текущей спецоценки, то можно уточнить отчетные данные. То есть включить новое рабочее место в список мест, подпадающих под оценку.

Если вакансию закроют уже после окончания спецоценки, то работодателю придется провести еще одну внеплановую оценку (ст. 17 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ).

Такой подход соблюдайте и в отношении аналогичного вакантного места, если комиссия изначально отказалась включать его в перечень мест, подлежащих оценке.

Из ответа «Как провести специальную оценку условий труда»

09.08.2017

С уважением и пожеланием комфортной работы, Юлия Месхия,

эксперт Системы Кадры

Источник: https://www.kdelo.ru/qa/168915-podskajite-kak-obosnovat-i-gde-ukazat-prichiny-provedeniya-spetsialnoy-otsenki-m5-2018

Как влияет спецоценка условий труда на страховые взносы?

Вправе ли работодатель не проводить специальную оценку условий труда? Как влияет на размер уплачиваемых дополнительных страховых взносов на пенсионное страхование проведение либо непроведение специальной оценки условий труда?

По рабочим местам, по которым ранее была проведена аттестация, специальная оценка может не проводиться в течение пяти лет со дня завершения данной аттестации. Провести специальную оценку условий труда нужно как можно скорее в отношении рабочих мест, поименованных в ч. 6 ст. 10 Федерального закона от 28.12.

2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда», а также по которым отсутствуют действующие результаты аттестации. Иначе организация может быть оштрафована в соответствии с ч. 2 ст. 5.27.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Если рабочие места, содержащие потенциально вредные или опасные факторы, отсутствуют, то, учитывая судебную практику, специальная оценка может проводиться поэтапно и должна быть завершена не позднее 31 декабря 2018 г.

Работодатели, которые провели специальную оценку условий труда, начисляют дополнительные взносы в ПФР по дифференцированным тарифам в размере от 2 до 8% в зависимости от класса и подкласса условий труда. При признании условий труда по результатам специальной оценки оптимальными или допустимыми дополнительный тариф составит 0%, что освобождает от уплаты страховых взносов по дополнительным тарифам.

При наличии актуальных результатов аттестации рабочих мест, согласно которым условия труда признаны вредными и опасными, применяются дифференцированные тарифы взносов от 2 до 8%.

Работодатели обязаны проводить специальную оценку условий труда (ст. 212 Трудового кодекса РФ, п. 1 ч. 2 ст. 4 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (далее − Закон № 426-ФЗ)).

Согласно Закону № 426-ФЗ специальная оценка должна проводиться в отношении всех рабочих мест не реже чем один раз в пять лет, если нет оснований для внеплановой оценки (ч. 4 ст. 8 и ст. 17 Закона № 426-ФЗ).

Согласно ст. 7 Закона № 426-ФЗ итоги специальной оценки условий труда применяются:

  • для предоставления работникам гарантий и компенсаций, предусмотренных ТК РФ;
  • для установления дополнительных тарифов страховых взносов в ПФР;
  • расчета надбавок (скидок) к тарифу взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний и обоснования финансирования мероприятий по улучшению условий охраны труда.

Если в отношении рабочих мест ранее была проведена аттестация, то специальная оценка условий труда в отношении таких рабочих мест может не проводиться в течение пяти лет со дня завершения данной аттестации, за исключением случаев возникновения обстоятельств, указанных в ч. 1 ст. 17 Закона № 426-ФЗ. Работодатель вправе провести специальную оценку условий труда в порядке, установленном данным Федеральным законом, до истечения срока действия имеющихся результатов аттестации рабочих мест по условиям труда (ч. 4 ст. 27 Закона № 426-ФЗ).

При этом ч. 6 данной статьи установлено, что организация может проводить специальную оценку поэтапно и завершить ее не позднее 31 декабря 2018 г., если у нее нет работников с рабочими местами, указанными в ч. 6 ст. 10 Закона № 426-ФЗ.

Это рабочие места работников, чьи профессии и специальности включены в списки, с учетом которых осуществляется досрочное назначение трудовой пенсии по старости; рабочие места работников, которым предоставляются гарантии и компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда; рабочие места, на которых по результатам ранее проведенных аттестаций рабочих мест по условиям труда или специальной оценки условий труда были установлены вредные и (или) опасные условия труда. Если по данным должностям ранее не проводилась аттестация рабочих мест, либо истек срок действия ее результатов, то специальная оценка должна быть проведена в безотлагательном порядке.

При этом Роструд полагает, что в кратчайшие сроки должна быть проведена специальная оценка тех рабочих мест, по которым отсутствуют действующие результаты аттестации (Письмо от 20.11.2015 № 2628-6-1).

Источник: https://lk.usoft.ru/news/4156

19.08.2014 О специальной оценке труда

Закон о спецоценке и Методика ее проведения были приняты совсем недавно.

Многие работодатели уже в этом году начали работу по проведению специальной оценке условий труда и столкнулись со множеством вопросов, ответов на которые не дает существующее законодательство.

Журналисты «Главной книги» собрали вопросы читателей и обратились с ними в Министерство труда и социальной защиты. Отвечал на эти вопросы директор Департамента условий и охраны труда Валерий Корж.

Некоторые компании задаются вопросом, для чего им в принципе нужна специальная оценка условий труда. На это представитель Минтруда ответил, что сегодня специальная оценка условий труда является единственным инструментом для достоверного определения условий труда сотрудников.

Это универсальный показатель, дающий информацию о том, где необходимо улучшить условия труда, какие средства профессиональной защиты использовать работникам и как рассчитать компенсацию за работу во вредных условиях труда.

Результаты спецоценки являются показателем, на основании которого рассчитываются страховые взносы в ПФР.

Добросовестный работодатель, заинтересованный в создании безопасных условий труда, будет использовать результаты спецоценки для снижения своих издержек как за счет снижения сумм выплат компенсаций сотрудникам, так и за счет экономии страховых взносов.

Кроме того, законодательство прямо обязывает работодателя обеспечить проведение специальной оценки условий труда.

За невыполнение этой обязанности с 2015 года должностные лица юридических лиц и индивидуальные предприниматели будут привлекаться к административной ответственности в виде штрафа до 10 тыс.

рублей, а за повторное нарушение – до 40 тысяч рублей. Компании могут получить штраф до 80 тысяч рублей, а при повторном нарушении – до 200 тысяч. 

Читайте также:  Подотчетные деньги можно переводить работнику на карту - все о налогах

Аттестация и спецоценка

Что касается действительности аттестации рабочих мест, проведенной до 1 января 2014 года,  Валерий Корж подчеркнул, что специальная оценка рабочих мест, в отношении которых ранее была проведена аттестация, может проводиться не позднее, чем через 5 лет после ее проведения.

Работодатель может провести спецоценку, не дожидаясь окончания срока действия аттестации. Что касается спецоценки «несписочных» рабочих мест, она должна быть завершена не позднее декабря 2018 года.

Датой завершения процедуры специальной оценки считается утверждение отчета о ее проведении.

О сроках проведения спецоценки

Некоторые работодатели жаловались, что организации, осуществляющие проведение спецоценки, растягивают эту процедуру на срок более полугода, мотивируя тем, что для осуществления спецоценки необходим замер температуры в офисе зимой и летом.

Отвечая на вопрос о правомерности такого затягивания сроков, директор Департамента ответил, что сроки проведения спецоценки регулируются договором между работодателем и организацией, проводящей спецоценку. Методика проведения специальной оценки не содержит требований об обязательном изменении температуры в офисе в летний и зимний периоды.

Целесообразность проведения дополнительных замеров температуры в различное время года определяется решением комиссии.

Валерий Корж также обратил внимание, что исследование микроклимата необходимо проводить только на тех рабочих местах, которые расположены в закрытых производственных помещениях с установленным технологическим оборудованием, являющимся искусственным источником тепла или холода. К такому оборудованию не относится климатическая техника.

Интересовал читателей журнала и вопрос, зачем в Карте специальной оценки оказывать СНИЛС сотрудников, количество женщин и инвалидов. В.

Корж пояснил, что СНИЛС работников необходимо указывать для расчета Пенсионным фондом стажа работы во вредных условиях труда, дающих право на досрочный выход на пенсию.

Указание точного количества женщин и инвалидов на рабочих местах позволяет вести достоверный учет статданных, на основании которых впоследствии этим лицам могут быть предоставлены социальные гарантии и компенсации за работу во вредных (опасных) условиях труда.

Проводить или нет спецоценку вакантных рабочих мест?

Говоря о целесообразности проведения специальной оценки рабочих мест, являющихся вакантными, представитель Минтруда ответил, что такая оценка является неполноценной.

В процессе спецоценки осуществляется измерение вредных и опасных факторов производства, провести которое можно только в ходе штатного производственного процесса.

Именно тогда в полной мере проявляется вред, который может исходить от работающего оборудования, сырья и материалов, подвергающихся обработке. 

Плата за проведение спецоценки

Отвечая на вопрос о правомерности установления организациями, осуществляющими спецоценку, единого тарифа за проведение спецоценки одного и того же рабочего места без учета этапа работы, на котором она завершится (идентификации или измерений), Валерий Корж пояснил, что законодательство о специальной оценке не регулирует вопросы определения стоимости работ про проведению спецоценки. Стоимость оценки условий труда одного рабочего места устанавливает по соглашению между работодателем и организацией, осуществляющей спецоценку. Обоснованность результатов проведения спецоценки подтверждается организацией, проводящей спецоценку. 

Внеплановая спецоценка вновь образованного рабочего места

Валерий Корж разъяснил, что вновь организованным рабочим местом является рабочее место, отсутствовавшее в штатном расписании работодателя до его введения. Оно должно быть определено в структуре и локальных нормативных актах работодателя.

Если же оно определено локальными актами, но пока является просто вакантным, проводить его спецоценку нецелесообразно из-за отсутствия производственных факторов. Внеплановой спецоценке также подлежат рабочие места, на которых изменился производственный процесс (было заменено оборудование, технология производства и пр.

) Решение о необходимости проведения внеплановой оценки этих рабочих мест принимает работодатель с учетом выводов службы или специалиста по охране труда (при их наличии в организации). 

Источник: https://hrdocs.ru/novosti/o-speczialnoj-oczenke-truda

Внеплановая спецоценка: основания и порядок проведения — АтонТруд

Особенности спецоценки при вводе новых рабочих мест

Внеплановая спецоценка после несчастного случая

Внеплановая спецоценка при приеме нового работника

Особенности спецоценки при вводе новых рабочих мест

Одним из оснований для проведения внеплановой спецоценки является ввод в эксплуатацию новых рабочих мест (подп. 1 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда»).

Ввод в эксплуатацию возможен в случаях, когда происходит:

  • создание нового предприятия;
  • введение в штатное расписание новой должности либо изменение структуры штатного расписания;
  • фактическое появление нового рабочего места, когда организация находится по прежнему адресу;
  • переезд организации на новое место;
  • перемещение сотрудников в другое помещение по тому же адресу;
  • реорганизация предприятия путем выделения, разделения, слияния или присоединения;
  • создание филиала или представительства.

Спецоценку нужно провести в течение полугода после одного из перечисленных событий. Срок отсчитывают в каждом случае по-разному. Но, так или иначе началом срока является документальное подтверждение указанных событий.

С момента государственной регистрации считают срок, если:

  • создана новая организация, в том числе в результате реорганизации путем выделения, разделения, слияния или присоединения;
  • образован филиал или создано представительство, в том числе другое обособленное подразделение юридического лица.

С момента утверждения нового (впервые созданного) штатного расписания, если введена новая штатная должность.

Такое может произойти:

  • при фактическом оборудовании нового места;
  • когда одно и то же рабочее место используется двумя и более сотрудниками, занимающими разные должности;
  • когда изменяется функционал работника либо наименование должности;
  • если на одном рабочем месте трудится сотрудник, официально совмещающий две различные должности с различным функционалом.

С момента принятия нового сотрудника на вакантную должность, если ранее спецоценка не проводилась.

Внеплановая спецоценка после несчастного случая

Несчастный случай, связанный с производством, может служить основанием для внеплановой спецоценки (подп. 6 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда»).

При этом определяющим условием является место, где произошло происшествие. Если работник получил травму не на своем рабочем месте, то спецоценка не проводится независимо от того, случилось это на территории работодателя или за ее пределами.

Пример:

Электрик по заданию работодателя поехал на личном автомобиле в магазин для покупки инструмента. В дороге произошло ДТП, и сотрудник получил травму.

Происшествие по результатам расследования было признано несчастным случаем, связанным с производством.
Рабочим местом электрика, которое указано в трудовом договоре, являлся отдел эксплуатации.

Поскольку автомобиль не относился к рабочему месту, внеплановую спецоценку проводить не стали.

Несчастный случай может произойти и на территории работодателя, но не на рабочем месте сотрудника. Например, когда работник шел из цеха в цех по разовому поручению руководителя.

Дополнительные проблемы возникнут с рабочим местом, на которое была оформлена декларация соответствия условий труда. Если произойдет несчастный случай, декларация прекращает свое действие. На этом рабочем месте придется провести полноценную спецоценку (ч. 5 ст.

11 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда»).

Не проводится внеплановая спецоценка, если несчастный случай произошел по вине третьих лиц.

Пример:

Пассажир автобуса потребовал у водителя остановиться вне остановочного пункта. Получив отказ, пассажир ворвался в кабину водителя и попытался его ударить.

От неожиданности водитель съехал с дороги и врезался в столб. В результате ДТП работник получил травму.
Происшествие произошло по вине третьего лица – пассажира.

Поэтому проводить внеплановую спецоценку на рабочем месте водителя не нужно.

Внеплановая спецоценка при приеме нового работника

Нужно ли проводить внеплановую спецоценку, если один сотрудник уволился, а на его место принят новый? Такой вопрос возникает на практике потому, что в карте спецоценки нужно указывать СНИЛС работника. А работодателю запрещено вносить в нее изменения.

Однако прием нового работника не связан с проведением спецоценки. Работодатель обязан лишь ознакомить сотрудника под роспись с условиями труда на его рабочем месте (ст. 212 ТК РФ).

Но ни Трудовой кодекс, ни Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» не требуют от работодателя при приеме нового сотрудника проводить спецоценку.

Среди оснований внепланового мероприятия прием нового работника не указан.

Можно поступить так. Оформить дополнительное соглашение к трудовому договору, в котором перечислить условия труда из карты спецоценки. И ознакомить работника под роспись с картой СОУТ.

Ответы на ваши вопросы

Какие компенсации нужно было предоставить за вредные условия труда?

Однозначно ответить на Ваш вопрос затруднительно. Работодатель обязан был предоставлять компенсации, перечисленные в постановлении Правительства РФ от 20 ноября 2008 г. № 870, по результатам аттестации рабочего места.

При этом каждая компенсация должна быть указана в карте аттестации.В то же время работодателю никто не запрещает предоставлять и другие виды компенсации на свое усмотрение.

Но в этом случае возникающие затраты не могут быть включены в расходы при исчислении налога на прибыль.

Компенсации за вредные условия труда, предоставленные сверх обязательных, могут быть отменены решением работодателя, если они не закреплены в коллективном договоре.

Должен ли работник расписаться в карте спецоценки?

Да. Работник обязан ознакомиться с результатами спецоценки на его рабочем месте (ч. 2 ст. 6 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда»). Поскольку они отражаются в карте спецоценки, то работник должен поставить в ней свою подпись, подтверждая, что с условиями труда ознакомлен.

Как провести спецоценку, если работник трудится на неподконтрольной территории?

Все зависит от того, на каких условиях выполняются трудовые обязанности. С 1 января 2016 года заемный труд запрещен. Работник может выполнять трудовые функции по договору о предоставлении персонала (ст. 341.1 ТК РФ).

В этом случае сведения об условиях труда предоставляются принимающей стороной. И в ее обязанности входит проведение спецоценки конкретного рабочего места.

Компенсации за работу во вредных условиях предоставляются на основании информации принимающей стороны.

Если работодатель направил работника на основании договора оказания услуг, то рабочее место не находится под контролем исполнителя. В этом случае спецоценку также должен проводить заказчик.
Другая ситуация со строителями. Спецоценку их рабочих мест проводит работодатель-подрядчик.

Самые необходимые нормативные акты:

Документ Поможет вам
Статья 17 Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» Выяснить, в каких случаях проводится внеплановая спецоценка
Статья 212 ТК РФ Уточнить, какие сведения об условиях труда должны быть доведены до работника

Запомните главное:

  1. Чаще всего под введением новых рабочих мест понимается введение в штатное расписание новой должности.
  2. После несчастного случая спецоценка не проводится, если виновником было третье лицо, а также когда происшествие случилось не на рабочем месте сотрудника.
  3. Если на рабочем месте проведена спецоценка, то при трудоустройстве нового сотрудника проводить внеплановую оценку не нужно.

Олег КОНОВАЛОВ, генеральный директор ООО «Юридическое сопровождение трудовых отношений» (Москва)

Источник: e.otruda.ru

Источник: https://atontrud.ru/novosti/65-vneplanovaya-spetsotsenka-osnovaniya-i-poryadok-provedeniya.html

Алгоритм проведения специальной оценки условий труда (заключение) · Энциклопедия начинающего предпринимателя

6:36, 13 марта 2014 3   49   3627

После всех осмотров, исследований и замеров эксперт специализированной организации должен составить отчет о спецоценке по специальной форме. Форма отчета и инструкция по его заполнения тоже утверждены приказом Минтруда РФ №33н от 24.01.2014 г.

Отчет подписывают все члены комиссии, а председатель его утверждает. Если один из членов комиссии не согласен с результатами спецоценки, он может письменно мотивировать свое несогласие. Это мнение прилагается к отчету. Имейте в виду, что отчет составляется в любом случае, независимо от того, были найдены вредные факторы или нет.

Кстати, комиссия может принять решение, что исследовать опасные и вредные факторы нельзя, так как это создаст угрозу для жизни работников или самих экспертов. В этом случае условия сразу признаются опасными (4 класс).

В течение месяца с момента утверждения отчета с результатами оценки нужно ознакомить всех работников.

Если работник был на больничном, в отпуске или в командировке, то месячный срок считаем без этих периодов отсутствия.

 Если есть официальный сайт компании, то в течение месяца результаты спецоценки необходимо выложить и на сайте: какие классы условий труда установлены, какие мероприятия проводятся для улучшения условий.

Шаг 8. Отчитываемся о результатах спецоценки

О результатах спецоценки нужно в течение 30 дней с момента утверждения отчета уведомлять государственный орган.

Какой? В 2014 и 2015 годах Федеральную инспекцию труда (Роструд), а с 2016 года – специально создаваемую госсистему по учету результатов специальной оценки.

Предполагается, что эта система будет содержать весь список работодателей, зарегистрированных в ПФ, и в ней будет видно, какие работодатели отчитались о результатах спецоценки, а какие ждут проверяющих.

Читайте также:  Какой срок хранения кадровых документов в организации? - все о налогах

Декларация о соответствии условий труда госнормам.

Этот документ подают в ГИТ те работодатели, у которых в результате идентификации (Шаг 5) вредные и опасные факторы на рабочих местах не были обнаружены вообще. То есть, измерять было нечего. Форма декларации установлена приказом Минтруда РФ № 80н от 07.02.2014. Разрешено подавать декларацию в форме электронного документа, заполнив специальную форму на сайте Роструда.

Декларация действительна в течение 5 лет с момента утверждения отчета о спецоценке. Если за это время на рабочих местах, указанных в декларации, не произошло несчастных случаев, не было выявлено профзаболеваний, то срок декларации продлевается еще на 5 лет.

Если же такие случаи были зарегистрированы, то действие декларации прекращается, и работодатель обязан провести новую процедуру спецоценки.

Отчет в госсистему

С 1 января 2016 года вступит в силу статья 18 Федерального закона №426-ФЗ «О специальной оценке условий труда», которая предписывает аттестующим организациям передавать сведения о проведенной ими спецоценке в Федеральную государственную информационную систему в форме электронного документа.

До 1 января 2016 года эти сведения нужно передавать в территориальное отделение ГИТ (так же, как мы передавали сведения об аттестации рабочих мест). Однако, в законе не уточняется, кто должен это делать: сам работодатель или организация, проводившая спецоценку. Кроме того, многие инспекции не принимают бумажные отчеты о спецоценке  от работодателей.

Отчет в ФСС

О результатах спецоценки мы сообщаем и в ФСС. Подпункт 18 пункта 2 статьи 17 Федерального закона №125-ФЗ) предписывает .

В следующей статье я расскажу о том, как планируется предотвращать злоупотребления при проведении специальной оценки условий труда.

Источник: https://slob-expert.ru/trudovoe-zakonodatelstvo/algoritm-provedeniya-specialnoj-ocenki-uslovij-truda-zaklyuchenie/

Расходы на проведение специальной оценки условий труда

1. Как и в каком размере можно возместить расходы на проведение специальной оценки условий труда.

2. Как учитываются расходы на проведение спецоценки для целей налогообложения.

3. Какая ответственность предусмотрена законодательством за непроведение спецоценки.

4. Какими законодательными и нормативными актами руководствоваться.

В предыдущих статьях мы выяснили, что такое специальная оценка условий труда, кто и как должен ее проводить. Теперь осталось понять, за счет каких средств проводится спецоценка и можно ли учесть расходы на ее проведение для целей налогообложения. Кроме того в этой статье рассмотрим, что будет, если спецоценку не проводить, какие «расходы» грозят работодателю в этом случае.

Итак, кто должен финансировать проведение специальной оценки условий труда: работодатель или ФСС?  Ответ – работодатель за счет собственных средств (ст. 212 ТК РФ, ст. 8 Закона № 426-ФЗ). В то же время законодательством предусмотрена возможность компенсировать часть затрат на проведение спецоценки за счет средств ФСС.

Такая возможность установлена Приказом Минтруда России от 10.12.

2012 № 580н «Об утверждении Правил финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами» (пп. а п. 3).

Порядок возмещения расходов на проведение специальной оценки условий труда из ФСС

В соответствии с Правилами № 580н расходы на проведение специальной оценки условий труда возмещаются из ФСС путем уменьшения суммы страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, подлежащих уплате в текущем году. То есть возмещение происходит путем зачета суммы осуществленных расходов в счет уплаты взносов, а не путем перечисления денежных средств на расчетный счет страхователя.

При этом возмещению из ФСС подлежит не вся сумма расходов на проведение спецоценки, а лишь часть:

  • В общем случае не более 20% суммы страховых взносов за предшествующий календарный год, уменьшенной на величину произведенных в том же году расходов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
  • В частном случае для небольших организаций с численностью работников не более 100 человек, которые в течение двух предшествующих последовательных лет не осуществляли финансовое обеспечение предупредительных мер (проведение спецоценки, медосмотров работников, закупку средств индивидуальной защиты работников и т.д.), то размер возмещения будет не более:
    • 20% суммы страховых взносов, начисленных за три предшествующих последовательных года за вычетом расходов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, произведенных страхователем в этих годах;
    • суммы страховых взносов, подлежащих перечислению в территориальный орган Фонда в текущем финансовом году.

Пример расчета суммы расходов на проведение специальной оценки условий труда, подлежащей возмещению из ФСС.

ООО «Звезда» в 2014 г. планирует провести специальную оценку условий труда.

Допустим, что в двух предшествующих годах, 2012 и 2013, ООО «Звезда» не осуществляла финансовое обеспечение предупредительных мер, штат сотрудников составляет 30 человек.

Это означает, что рассчитывать сумму возмещения можно не по общему правилу, а по частному правилу для малых предприятий. Давайте определим, на какую сумму возмещения из ФСС может рассчитывать организация:

1. Сумма исчисленных и уплаченных взносов на страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний за 2011, 2012, 2013 составила 45000 руб.

В 2012 году было выплачено пособие по временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве в размере 25000 руб., других расходов по данному виду страхования не было.

Таким образом, сумма возмещения, исчисленная исходя из трех предшествующих лет, составит: (45000-25000) х 0,2 = 5000 руб.

2. Сумма страховых взносов на страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний, подлежащих перечислению в 2014 году составляет 14000 (на основе данных за первый квартал 2014 года: 3500 х 4 = 14000). Сумма возмещения, рассчитанная по данным текущего года, будет равна 14000 х 0,2 = 2800 руб.

Так как сумма возмещения должна быть не более величины, рассчитанной на основании данных за три предшествующих года, и величины, рассчитанной за текущий год, получается, что ООО «Звезда» сможет возместить из ФСС часть расходов на проведение специальной оценки условий труда, равную 2800 руб.

Для того чтобы возместить часть расходов на проведение специальной оценки условий труда, нужно подать в ФСС по месту регистрации до 1 августа текущего года следующие документы:

1. Заявление о финансовом обеспечении предупредительных мер.

Скачать рекомендованную ФСС форму Заявление о финансовом обеспечении

2. План финансового обеспечения предупредительных мер в текущем календарном году, разработанный с учетом перечня мероприятий по улучшению условий и охраны труда работников, и (или) коллективного договора (соглашения по охране труда между работодателем и представительным органом работников), с указанием суммы финансирования.

Скачать План финансового обеспечения

3. Копию перечня мероприятий по улучшению условий и охраны труда работников, и (или) копия (выписка из) коллективного договора (соглашения по охране труда между работодателем и представительным органом работников).

4. Копию локального нормативного акта о создании комиссии по проведению специальной оценки условий труда.

Что это за документ и как его составить читайте в статье Проводим специальную оценку условий труда

5. Копию гражданско-правового договора с организацией, проводящей специальную оценку условий труда, с указанием количества рабочих мест, в отношении которых проводится специальная оценка условий труда, и стоимости проведения специальной оценки условий труда на указанном количестве рабочих мест.

Помимо копии договора со специализированной организацией, ФСС может потребовать документ, подтверждающий оплату ее услуг.

Поэтому прежде чем предоставлять документы для возмещения расходов на проведение специальной оценки условий труда, уточните в своем ФСС, нужно ли подавать такой документ вместе с заявлением или он потребуется уже после принятие Фондом решения о возмещении в качестве подтверждения целевого использования выделенных средств.

! Обратите внимание: копии документов следует заверить печатью работодателя (абз. 1 п. 6 Правил N 580н).

Перед тем, как обращаться в ФСС за возмещением расходов на спецоценку, рекомендую ознакомится с основаниями для отказа ФСС в возмещении (п. 10 Правил N 580н), для того, чтобы сэкономить время на походы в ФСС и заранее подготовиться:

  • 1. Наличие недоимки по взносам, пеням и штрафам, не погашенным на день подачи заявления о возмещении расходов на проведение спецоценки.
  • 2. Содержание недостоверной информации в поданных документах.
  • 3. Предоставление неполного комплекта документов.
  • 4. В случае если предусмотренные бюджетом ФСС средства на финансовое обеспечение предупредительных мер на текущий год полностью распределены.

Обращаю Ваше внимание на четвертое основание для официального отказа ФСС в возмещении расходов: оно означает, что подавать заявление со всеми необходимыми документами нужно сразу же после утверждения бюджета ФСС на текущий год.

В противном случае, если обратится за возмещением ближе к августу (как уже было сказано заявки на возмещение ФСС принимает до 1 августа), то с большой долей вероятности в возмещении будет отказано по причине полного распределения средств бюджета.

Если ФСС примет положительное решение о возмещении расходов на проведение специальной оценки условий труда, то о результатах использования выделенных средств необходимо будет отчитаться:

Во-первых, нужно предоставить документы, подтверждающие факт проведения спецоценки – акт об оказанных услугах специализированной организации, а также документ, подтверждающий оплату этих услуг. Кроме того, в органе ФСС по месту учета лучше уточнить, требуются ли еще какие-то отчетные документы.

Во-вторых, сумма расходов на проведение специальной оценки, подлежащая возмещению из ФСС, отражается в отчете 4-ФСС начиная с того отчетного периода, в котором была проведена спецоценка. В отчете 4-ФСС указанная сумма отражается в следующе порядке:

  • Строка 9 таблицы 8 отчета 4-ФСС: в составе расходов на финансирование предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профзаболеваний.
  • Строка 11 таблицы 7 отчета 4-ФСС: в составе общей суммы расходов по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний.
  • Строка 9 таблицы 7 отчета 4-ФСС: в составе суммы задолженности за ФСС в том случае, если расходы превысили сумму начисленных взносов.
  • Задолженность ФСС по итогам года подлежит зачету в счет уплаты взносов в следующем расчетном периоде. Эта задолженность указывается в строке 10 таблицы 7 отчета 4-ФСС за отчетные периоды следующего года.

Скачать форму отчета 4-ФСС и Порядок его заполнения Вы можете здесь.

Налоговый учет расходов на проведение специальной оценки условий труда

Ответ на вопрос «можно ли принять расходы на проведение специальной оценки условий труда в целях налогообложения?» зависит от того, какую систему налогообложения применяет налогоплательщик, а также за счет каких средств проводится спецоценка.

Очевидно, что принять к налоговому учету можно лишь те расходы на проведение спецоценки, которые произведены за счет собственных средств работодателя. Часть расходов, которую возмещает ФСС, однозначно не принимается для целей налогообложения.

Теперь давайте разберемся, как учитываются расходы на проведение специальной оценки в зависимости от применяемой системы налогообложения.

1. Общая система налогообложения

При расчете налога на прибыль организаций (налога на доходы физических лиц для ИП) расходы на специальную оценку условий труда уменьшают налоговую базу и учитываются в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией как  расходы на обеспечение нормальных условий труда и мер по технике безопасности, предусмотренных законодательством РФ (пп. 7 п. 1 ст. 264 НК РФ). Такую позицию подтверждает ФНС РФ в Письме от 06.09.2011 № ЕД-4-3/14453@ (только в отношении расходов на аттестацию рабочих мест). Главное, о чем нужно помнить, чтобы принять расходы на спецоценку в налоговых целях: эти расходы должны быть документально подтвержденными. То есть необходим договор со специализированной организацией, акт выполненных работ (оказанных услуг), отчетные документы по результатам спецоценки. Как правило, весь комплект необходимых документов предоставляет организация, осуществляющая специальную оценку условий труда, так как это ее основная деятельность, но не лишним будет самостоятельно проконтролировать надлежащее оформление всех документов исходя из Ваших конкретных целей. Например, если по итогам спецоценки Вы планируете провести мероприятия по улучшению охраны труда, назначить работникам дополнительные гарантии в связи с тяжелыми условиями труда и т.д., все это должно быть отражено в отчете специализированной организации.

2. Упрощенная система налогообложения

А вот при определении налоговой базы по единому налогу по УСН расходы на проведение специальной оценки условий труда не учитываются. Такое мнение высказал Минфин РФ в Письме от 16 июня 2014 г. № 03-11-06/2/28551:

Ответственность за непроведение специальной оценки условий труда.

Источник: https://buh-aktiv.ru/rashody-na-provedenie-spetsialnoj-otsenki-uslovij-truda/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
Для любых предложений по сайту: [email protected]