Налоговое администрирование и налоговый контроль
Экономические науки
81
УДК 336.225.673
налоговое администрирование
и налоговый контроль
Казова З. М., кандидат экономических наук, доцент кафедры «Финансы и кредит»
ФГБОУ ВПО «Кабардино-Балкарский государственный аграрный университет им. В. М. Кокова»,
г. Нальчик.
E-mail: [email protected]
В статье раскрываются приоритетные направления совершенствования организации налогового контроля в современных условиях в целях повышения его эффективности и достижения максимального увеличения налоговых поступлений в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации. Ключевые слова: налоговый контроль, модернизация налоговых органов, совершенствование.
TAX ADMINISTRATION AND TAX CONTROL
Kаzovа Z. M., сandidate of economic science, associate professor, Department of «Finance and credit», FSBEIHPE «Kabardino-Balkarian State Agrarian University after V. M. Kokov» city of Nalchik
In article the priority directions of improvement of the organization of tax control in modern conditions for increase of its efficiency and achievement of the maximum increase in tax revenues in budgets of the budgetary system of the Russian Federation reveal.
Key words: tax control, modernization of tax authorities, improvement.
Эффективность функционирования налоговой системы зависит от качества управления ею.
Деятельность государства по управлению налоговой системой определяется характером и задачами налоговой политики соответствующего этапа развития.
В современной экономической литературе не встречается четкого определения понятия «управление налоговой системой». Практически произошла его замена на понятие «налоговое администрирование».
Управление налоговой системой можно рассматривать как деятельность государства по управлению каждым элементом, входящим в понятие налоговой системы.
В отношении первого элемента (совокупность налогов) — это законодательное установление перечня налогов и порядка налогообложения по каждому виду налогов и сборов.
В отношении второго элемента (компетенции органов власти и управления в налоговой сфере) — это законодательное (в конституционном, гражданском, налоговом законодательстве) установление компетенции, принципов, процедур, форм и методов организации и деятельности уполномоченных органов
власти в налоговой сфере. Наконец, по третьему элементу (совокупность налоговых органов) -это определение функций и задач налоговых органов, обеспечивающих налоговый контроль и привлечение к ответственности лиц, нарушающих налоговое законодательство.
Таким образом, управление налоговой системой базируется на трех основах: нормативно-правовые акты (налоговое законодательство), организационные основы деятельности субъектов налоговых отношений, налоговый контроль.
Налоговое администрирование следует рассмотреть как органическую часть управления налоговой системой (рис.). В основу утверждения может быть также положено первоначальное значение термина «администрирование».
Таким образом, из первоначального толкования термина «администрация» и современного его содержания следует, что налоговое администрирование — это деятельность государственных органов управления, но не законодательных органов власти в налоговой сфере. Законодательными органами устанавливаются основные принципы, формы и методы организации нало-
Управление налоговой системой 0 и ■ м Й ¥ -* «г ; г С ^ а Ц — — — •
Регистрация налогоплательщиков
Установление налогов н порядка налогообложения 1 4-
Ж Щ/
Инициирование банкротства и реорганизации
Определение компетенций. принципов, форм и методов орга- 1 1
низации уполномоченных органов 6 -» (У Контроль за оборотом алкогольной продукции
Деятельность налоговых органов
Рис. Соотношение понятий «управление налоговой системой» и «налоговое администрирование»
говых отношений, что составляет содержание законодательства о налогах. Налоговое администрирование как управленческая деятельность государственных органов направлено на реализацию законодательных норм.
Деятельность государственных органов управления, направленная на реализацию регулирующих возможностей налогов, — это управление налоговыми отношениями в части, осуществляемой другими органами управления и власти [1].
Таким образом, налоговое администрирование — это деятельность уполномоченных органов управления, главным образом ФНС РФ и его территориальных органов, частично МФ РФ, Федеральной таможенной службой РФ, направленная, прежде всего, на обеспечение и реализацию контроля за соблюдением налогового законодательства всеми участниками налоговых отношений. При этом налоговое администрирование по содержанию включает в себя не только контрольные действия налоговых органов.
Основными элементами налогового администрирования выступает:
• контроль за соблюдением налогового законодательства налогоплательщиками (плательщиками сборов);
• контроль за реализацией и исполнением
налогового законодательства налоговыми органами;
• организационное, методическое и аналитическое обеспечение контрольной деятельности.
Контроль за соблюдением налогового законодательства налогоплательщиками выступает центральным элементом налогового администрирования. В этом, прежде всего, состоит предназначение налоговых органов и такой вывод следует из экономической природы налогов, их внутреннего противоречия.
Обязательность уплаты налогов объективно предопределяет неотвратимость наказания за налоговые нарушения, а она без соответствующего контроля вряд ли может быть достижима. Осознание важности налогового контроля проявилось как в законодательном определении налогового контроля, так и в разработке многих процедурных аспектов его проведения.
Важнейшими формами контроля правильности исчисления и своевременности уплаты налогов и сборов выступают камеральная и выездная налоговые проверки.
Рыночная экономика успешно развивается при условии параллельного процесса укрепления гражданского общества на основе первенства норм права. Налоговое администрирование должно быть направлено на соблюдение баланса интересов государства и налогоплательщиков.
з. м. КАЗОВА
83
Налоговое законодательство должны исполнять и сами налоговые органы, в том числе при проведении контрольных мероприятий, в том числе в части реализации процедурных и процессуальных норм налогового законодательства.
Выделяется внутриведомственный контроль, а именно в рамках проведения повторных проверок налогоплательщиков, а также налоговый аудит как форма последующего налогового контроля за результатами деятельности налоговых органов и досудебного разрешения налоговых споров налогоплательщиков с налоговыми органами.
С другой стороны, налоговый аудит благодаря общению с налогоплательщиками позволяет систематизировать информацию о разногласиях, выделяя случаи, причиной которых стало несовершенство налогового законодательства.
Выполнение контрольных действий налоговыми органами невозможно без организационного, методологического и методического обеспечения их деятельности.
Формами организационного и методического обеспечения деятельности выступают: определение структуры и функциональных обязанностей (иерархия) различных уровней налоговых органов; разработка форм и содержания отчетности налогоплательщиков по налоговым платежам; процедуры представления, обработки и проверки налоговой отчетности налогоплательщиков; порядок регулирования налоговых платежей (предоставление налогового кредита) и применения налоговых санкций; планирование и прогнозирование налоговых платежей.
Таким образом, контрольная составляющая налогового администрирования шире определения, данного в НК РФ налоговому контролю. Она включает два аспекта:
• контроль за правильностью исчисления и своевременностью уплаты налогов налогоплательщиками;
• контроль за исполнением налогового законодательства налоговыми органами.
Учитывая компетенцию исполнительных органов, содержательную наполняемость налогового администрирования на разных уровнях управления выделяются два уровня налогового администрирования. Субъектами первого уровня высту-
пают Министерство финансов РФ, Федеральная налоговая служба России. Целью налогового администрирования на этом уровне является разработка мер по повышению собираемости налогов, в том числе на основе совершенствования налогового законодательства; составление прогнозов и планирование налоговых поступлений в бюджет, учитывая анализ текущих платежей, и т. д.
Субъектами второго уровня выступают территориальные налоговые органы и отдельные подразделения ФНС РФ.
Содержание налогового администрирования на этом уровне составляют мероприятия по осуществлению налогового контроля за соблюдением налогового законодательства налогоплательщиками и нижестоящими налоговыми органами, предоставлением отсрочек и привлечением к ответственности за налоговые и административные правонарушения виновных лиц.
Налоговое администрирование как деятельность уполномоченных органов управления охватывает не только исполнение действующих норм налогового законодательства, но и сбор, анализ информации, в том числе по практике исполнения процедур налоговых проверок, и разработку мер по реформированию механизма исчисления налогов, процедуры и методики налогового контроля. Качественная работа налогового аппарата способна выявлять факты несовершенства налогового законодательства, позволяющие налогоплательщикам минимизировать свои налоговые платежи или уклоняться от их уплаты, и принимать превентивные меры по их устранению.
Таким образом налоговое администрирование представляется более узким понятием, чем общее понятие управления налоговой системой, но более широким, чем налоговый контроль.
Содержание понятия налогового администрирования:
• Деятельность по контролю за соблюдением налогового законодательства налогоплательщиками и налоговыми органами.
• Разработка предложений по совершенствованию механизма исчисления налогов и налогового контроля.
• Деятельность по обеспечению контрольной
функции налоговых органов (организационные, методические, аналитические и др. материалы).
В современной российской практике исходя из сложившейся функциональной структуры органов исполнительной власти и для обеспечения полноты поступления налоговых платежей в бюджет ФНС России выполняет две дополнительные функции: государственной регистрации налогоплательщиков и инициированием процедуры банкротства организаций (до 2009 г. еще и контролем за оборотом алкогольной продукции). Процедурные вопросы этих функций не являются предметом Налогового кодекса РФ. Соответственно с теоретической точки зрения они не входят в понятие управление налоговой системой. Однако причиной вовлечения ФНС России в выполнение государством перечисленных регулирующих функций выступает их значимость для обеспечения полноты поступления налоговых платежей в бюджетную систему страны. Соответственно реализацию этих возложенных на налоговые органы полномочий правомерно включить в содержание налогового администрирования как деятельность уполномоченных органов управления по обеспечению выполнения контрольной функции налоговых органов. Таким образом, предмет налогового администрирования шире, чем исполнение налогового законодательства. Такой подход может быть позитивно оценен и исходя из принципа экономии.
Налоговое администрирование должно также базироваться на реализации принципа эффективности построения налоговой системы, а именно обеспечения максимального поступления налогов и сборов в бюджет при минимальных издержках взимания и налогового контроля. Одним из показателей эффективности налогового администрирования является минимизация административных расходов по сбору налогов и соблюдению налогового законодательства, в том числе на содержание налогового аппарата.
На первом этапе современной налоговой реформы, характерной особенностью которого была фискальная направленность, налоговому администрированию были присуще те же недостатки, что и всей налоговой системе:
• наличие пробелов и недоработок в общих
принципах управления налоговой системой и соответственно налогового администрирования;
• недостаточной уровень проработанности законов, регулирующих исчисление отдельных налогов;
• недостатки в управлении налоговых органов, в том числе при взаимодействии их с другими государственными органами управления и контроля.
Главной задачей того периода времени было обеспечение любой ценой требуемого объема налоговых поступлений в условиях бюджетного дефицита.
При этом действенность и эффективность контроля государства за уплатой налогов была невысокой (по заявлению ряда специалистов и государственных деятелей, уровень собираемости налогов в России составлял 40-60 %, причем без учета т. н.
«схем оптимизации»). Применение схем было и следствием высокого уровня налоговой нагрузки.
Как показывает мировой опыт, более эффективное администрирование налогов (имеется в виду налоговый контроль) и создание экономически стимулов для их уплаты (например, через расширение партнерских отношений) являются основными направлениями решения проблемы уклонения от налогообложения [2].
При этом под первым зачастую подразумевается ужесточение мер по сбору налогов (увеличение административной нагрузки), а под вторым — снижение уровня налогообложения. Однако на самом деле оценка такой позиции не является однозначной. Между теми и другими процессами имеет место достаточно жесткая причинно-следственная связь.
Сокращение числа налогов, снижение налоговой нагрузки и совершенствование механизма налогообложения привели к тому, что вопросы налогового администрирования (как налогового контроля) приобрели особую важность, стали в XXI в. первостепенными. Так, зам. министра финансов С. Д.
Шаталов отмечает: «Снижение налогов само по себе недостаточно для того, чтобы побудить недобросовестных налогоплательщиков в полном объеме исполнять свои налоговые обязательства. Устанавливая низкие налоги, государство вправе жестко требовать их
З. м. КАЗОВА
85
уплаты. Без этого на рынке не будет равных конкурентных условий, поскольку тот, кто не платит налогов, будет иметь очевидное преимущество перед честным налогоплательщиком».
При этом налоговое администрирование следует признать как наиболее социально выраженную сферу управленческих действий. Недостатки налогового администрирования приводят
к резкому снижению поступлений налогов в бюджет, увеличивают вероятность налоговых правонарушений, нарушают баланс межбюджетных отношений регионов с федеральным центром и, в конечном итоге, нагнетают социальную напряженность в обществе. Налоговая культура создается на основе взаимного уважения всех участников налоговых правоотношений.
ЛИТЕРАТУРА
1. Аброкова Л. С. Проблемы государственного регулирования процессов распределения и использования доходов бюджета в РФ // В сборнике: Совершенствование налогообложения как фактор экономического роста. Материалы VI Международной научно-практической конференции. ФГАОУ ВПО «Северо-Кавказский федеральный университет», ФГБОУ ВПО «Дагестанский государственный университет». — 2014. — С. 21-25.
2. Дышекова А. А. Налоговые факторы формирования доходов регионального бюджета // В сборнике: Совершенствование налогообложения как фактор экономического роста. Материалы VI Международной научно-практической конференции. ФГАОУ ВПО «Северо-Кавказский федеральный университет», ФГБОУ ВПО «Дагестанский государственный университет». — 2014. — С. 153-156.
Источник: https://cyberleninka.ru/article/n/nalogovoe-administrirovanie-i-nalogovyy-kontrol
Новая форма налогового контроля: налоговый мониторинг
Налоговый мониторинг – новая форма контроля, за своевременностью, полнотой и правильностью исчисления и уплаты налогов, страховых взносов и сборов.
Данный метод контроля позволяет налогоплательщику разрешать спорные вопросы с территориальными фискальными органами еще до подачи деклараций и отчетности.
Осуществляется данный вид контроля через доступ налоговых органов, в режиме реального времени, ко всем учетным документом компании с целью проверки своевременности и корректности отражения хозяйственной деятельности с точки зрения налогообложения.
Преимущества налогового мониторинга
Проведение налогового мониторинга позволяет предприятию снизить налоговые риски и избежать доначислений по налогам и сборам. Так при наличии сомнений в предстоящей сделке, компания, находящаяся под мониторингом, может запросить мотивированное мнение в территориальной инспекции, на основании которого принять оптимальное решение.
Так как налоговый мониторинг подразумевает режим реального времени, все спорные вопросы решаются оперативно и позволяют в дальнейшем избежать не только доначислений, но и выездных и внезапных проверок.
Кто вправе обратиться с заявлением о проведении налогового мониторинга?
Налогоплательщик может стать объектом мониторинга при соблюдении ряда условий, предусмотренных в Налоговом кодексе статье 105.26 п 3. пп.1-3:
- Сумма налогов, уплачиваемых за год предприятием в бюджет, за предшествующий мониторингу период должна составлять не менее 300 млн. рублей. При этом учитываются не только НДС и налог на прибыль, но и акцизы, налог на добычу полезных ископаемых и пр. То есть при определении возможности включения компании в программу мониторинга учитываются все выплаченные им за год налоги и сборы.
- Подать заявление в территориальный фискальный орган организация может в случае, если в прошедший год сумма дохода, согласно финансовой и бухгалтерской отчетности составляла от 3 млрд. рублей и выше.
- Стоимость активов компании, претендующей на проведение налогового мониторинга, за прошедший год должна быть не менее трех млрд. рублей, согласно финансовой отчетности.Как мы видим, участвовать в программе мониторинга могут только крупные налогоплательщики.
Подготовка к налоговому мониторингу
Компания, которая решила перейти на такой способ взаимодействия с фискальными органами должна подать заявление в территориальную инспекцию, где она состоит на учете.
Если до этого компания не участвовала в программе мониторинга, то заявление должно быть подано не позднее июля, тогда организация будет включена в программу мониторинга с 1 января.
Если же организация хочет повторно воспользоваться таким способом взаимодействия с ФНС, заявление должно быть подано до 1 сентября. Вместе с заявлением подаются такие документы:
- Регламент, по которому будет проходить взаимодействие с территориальной ФНС.
- Информацию об учредителях – физических лицах, чья доля в компании составляет более 25%.
- Учетная налоговая ставка, по которой будет предприятие вести хозяйственную деятельность в предстоящем году.
- Регламент и документы внутреннего учета.
Период налогового мониторинга
Согласно пункту четвертому, статьи 105.26 Налогового Кодекса, началом мониторинга является 1 января, окончанием 1 октября следующего года.
При этом, как указано в законе, на этот период исключаются любые другие налоговые проверки – камеральные и выездные. Однако это не касается ситуаций, указанных в статье 88 п.1.1 и в статье 89 п. 5.1 Налогового кодекса:
- Если налогоплательщик предоставил декларацию позднее первого июля.
- Если в декларации заявлено возмещение НДС или акцизных сборов.
- Если налогоплательщик сдал «уточненку», в которой была уменьшена налоговая сумма или увеличены убытки предприятия.
- Контрольная выездная проверка работы территориальных налоговых органов, вышестоящим органом ФНС.
- Прекращение налогового мониторинга раньше срока.
- Неисполнение налогоплательщиком рекомендаций ФНС – мотивированного мнения.
Может ли налоговый орган отказать организации в проведении налогового мониторинга?
Решение о возможности проведения налогового мониторинга принимается руководителем территориальной инспекции или его замом на основании полученной от компании информации и заявления. Решение должно быть принято, согласно закону, до первого ноября.
И естественно, что вариантов решений два – отказать или применить к компании систему контроля в виде мониторинга. Принятое решение направляется организации в течение пяти дней, при этом отказ в проведении должен быть мотивирован.
Так ФНС может отказать если:
- Компания, претендующая на такой вид взаимодействия, не предоставила всей требуемой информации или она была неточной.
- Если регламент взаимодействия не соответствует установленному.
- Если система внутреннего контроля предприятия не соответствует требованиям к внутреннему контролю.
Если ФНС будет принято положительное решение, то налоговый мониторинг может проводиться и в последующие периоды без заявления налогоплательщика.
Решение о продлении контроля в виде мониторинга на следующий период принимается до первого декабря. Предприятие информируется о продлении программы взаимодействия на следующий период.
Компания может отказаться от продления периода мониторинга, написав соответствующее заявление.
Порядок проведения налогового мониторинга
Проводится мониторинг в территориальной инспекции по месту регистрации компании.
Суть его заключается в том, что если уполномоченное лицо обнаружило противоречия в документах или представленной информации или если информация, находящаяся в распоряжении ФНС противоречит предоставленной налогоплательщиком, в адрес компании направляется требование предоставить дополнительную информацию, пояснения или внести исправления. Для этого налогоплательщику отводится срок в пять дней.
После изучения полученной от компании информации или при ее отсутствии, при обнаружении ошибок в исчислении сумм налогов и сборов или при несвоевременной внесении платежей, уполномоченное лицо направляет компании мотивированное мнение.
Согласно процедуре данного вида налогового контроля, инспектор имеет право истребовать у налогового агента любые документы или информацию, относящуюся к налогам и сборам, своевременности и корректности их исчисления и уплаты.
Предоставлены они должны быть в течение пяти дней.
Если по какой либо причине налогоплательщик не может в указанный срок предоставить пояснения или предоставить информацию и документы, он должен об этом известить налоговый орган, сообщив при этом причины отказа от предоставления запрашиваемой информации.
Пояснения предоставляются письменно в день, следующий за днем получения запроса от инспектора. Решение о продлении срока предоставления информации принимается руководителем или заместителем территориального органа.
Решение может быть как положительным, так и отрицательным.
Мониторинг предусматривает кроме того повторное истребование документов в оригинале, если до этого были переданы копии.
Мотивированное мнение налоговой инспекции
Мотивированное мнение – это отражение мнения ФНС по тому или иному вопросу, касающемуся налогов, корректности их исчисления, сроков уплаты и пр. Процедура направления компании мотивированного мнения предусмотрена данным видом налогового контроля.
Мотивированное мнение имеет две формы:
- По инициативе ФНС.
- По запросу компании.
В первом случае мотивированное мнение направляется при обнаружении в процессе мониторинга ошибок при исчислении налогов и уплате акцизов, сборов и взносов. Направляется оно в организацию в течение пяти дней, при этом не позднее, чем за три месяца до окончания процедуры мониторинга.
Во втором случае, налогоплательщик запрашивает мотивированное мнение у инспекции, если у него возникли вопросы по налогам, сборам, акцизам или иных сфер хозяйственной деятельности предприятия. Оформляется запрос в виде изложения позиции компании по данному вопросу.
Ответ на запрос должен быть направлен в адрес компании не позднее месяца со дня его получения. При этом этот срок может быть продлен решением руководства территориального органа, если для обозначения позиции ФНС по данному вопросу требуются дополнительные данные и документы.
При продлении срока рассмотрения вопроса налогоплательщик извещается дополнительно.
Согласно закону, после ознакомлением с мотивированным мнением компания должна известить налоговый орган о своем согласии-несогласии с точкой зрения ФНС в течение месяца:
- В случае согласия с мнением инспекции налогоплательщик отправляет документы, удостоверяющие, что мнение налоговой инспекции было учтено и реализовано.
- Если налогоплательщик не согласен с мнение инспектора, он в указанный срок должен направить разногласия с предлагающимися документами. Налоговый инспектор после получения такого разногласия должен все материалы по нему направить в трехдневный срок в федеральный орган исполнительной власти. После чего может быть инициирован взаимосогласительная процедура, в которой будет участвовать представитель организации и налоговой инспекции. Срок проведения такой процедуры определен законом в один месяц, после чего компания извещается об изменении мотивированного мнения или о решении оставить его в силе.
В итоге новый метод контроля позволяет не только эффективно взаимодействовать фискальным органам и крупным налогоплательщикам, но и вводит в практику совершенно новый для России способ решения налоговых споров – не судебный, а консультативно-медиативный. К тому же он позволяет свести к минимуму вмешательство ФНС в работу предприятия и уменьшить число проверок.
Для крупных компаний такое взаимодействие поможет избежать рисковых сделок и контрактов и повысить безопасность хозяйственной и финансовой деятельности.
Источник: https://nalog-blog.ru/nalog-plan/novaya-forma-nalogovogo-kontrolya-nalogovyj-monitoring/
Налоговый мониторинг
С 1 января 2015 года в России была введена новая форма налогового контроля — налоговый мониторинг, реализация нововведений началась в 2016 году.
Новые правила регулируются разд. V.2 НК РФ. На данном этапе можно определить наиболее существенные аспекты налогового мониторинга, которые позволят компаниям определиться с тем, стоит ли применять данную форму налогового контроля.
Недостатки и достоинства налогового мониторинга
Перед тем, как сделать налоговый мониторинг повсеместным, в ряде компаний с 2012 г. проводились эксперименты по пробному внедрению налогового мониторинга.
При этом сформировалась точка зрения, что внедрение налогового мониторинга повысит трудозатраты налогоплательщиков, связанные с предоставлением большого объема документов в налоговый орган, спровоцирует диктат налогового органа посредством принятия мотивированных мнений (с преобладанием исключительно фискального подхода налогового органа), а также ограничение налоговой приватности (чрезмерное раскрытие информации).
В то же время, ряд специалистов полагает, что внедрение налогового мониторинга даст положительный эффект как для налогоплательщиков, так и для государства. Для налогоплательщиков мониторинг создает прозрачность в обмен на освобождение от камеральных и выездных налоговых проверок.
Кроме того, такая форма контроля позволяет оперативно разрешать различные неопределенности и споры, а также заранее согласовать свою позицию с налоговым органом.
Для государства же налоговый мониторинг влечет повышение качества взаимодействия налогоплательщика и налогового органа, сокращение издержек, повышение качества налогового администрирования.
Представляется, что упомянутое увеличение трудозатрат в денежном выражении меньше, чем экономический эффект от внедрения налогового мониторинга. У налогового органа не может быть иного подхода, кроме как исключительно фискального.
И, наконец, в эру обмена налоговой информацией соответствующими органами большинства стран мира, значительного сокращения офшорных юрисдикций, проведения корреляции между реальным собственником (бенефициарным владельцем) и его доходами, призывы к налоговой приватности не совсем корректны.
Важно отметить, что переход к налоговому мониторингу — это добровольное решение организации.
Принципы налогового мониторинга
Предметом налогового мониторинга являются правильность исчисления, полнота и своевременность уплаты (перечисления) налогов и сборов, обязанность по уплате (перечислению) которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена на налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) — организацию (п. 1 ст. 105.26 НК РФ). Налогоплательщик может обратиться в налоговый орган с заявлением о проведении налогового мониторинга. Налоговый или «горизонтальный» мониторинг основан на трех основных принципах.
Взаимное доверие
Реализация данного принципа в рамках налогового мониторинга переводит отношения налогового органа и налогоплательщика из режима проверок (фактически конфликтного) в состояние сотрудничества. Предполагается, что по ходу налогового мониторинга взаимное доверие налогового органа и налогоплательщика будет укрепляться.
Очевидно, что налоговый орган лояльнее относится к организации, которая занимается налоговой оптимизацией в рамках закона. Если же организация использует любую возможность, в том числе, и сомнительную, для уменьшения суммы уплачиваемых налогов, то и отношение к ней со стороны инспекторов будет более жестким.
И наоборот, постоянное взаимодействие с налоговым органом позволяет налогоплательщику больше доверять решениям государственного органа, более спокойно и уважительно относиться к решениям его сотрудников (поскольку налогоплательщик знает, что выводы налогового органа основаны на глубоком знании инспектором специфики деятельности и актуальных документов налогоплательщика).
Взаимное понимание
Так, инспектор налоговой службы, осуществляя фактически в режиме реального времени мониторинг компании, получает более полное и подробное представление о деятельности налогоплательщика, его контрагентах, совершаемых сделках и их целях. Это позволяет объективно и адресно реагировать на отчетность налогоплательщика.
Используя институт мотивированного мнения, налогоплательщик может заранее узнать позицию налогового органа. Равно как и налоговый орган осведомлен о позиции налогоплательщика.
По прежней практике налогоплательщик обычно узнавал позицию налогового органа из акта по результатам проверки, а более подробно в суде, и наоборот, налоговый орган видел контрдоводы налогоплательщика из соответствующих жалоб организаций. Взаимное понимание в рамках налогового мониторинга означает, что обмен мнениями и позициями по спорному вопросу происходят в формате: запрос налогоплательщика на мотивированное мнение — мотивированное мнение налогового органа.
Прозрачность
Налогоплательщик более открыт для налогового органа, поскольку предоставляет большое количество документов в режиме реального времени.
Безусловно, для компании-налогоплательщика, которая оптимизирует налоги на грани закона, и в документах которой есть то, что не совсем соответствует налоговой отчетности, налоговый мониторинг не подходит.
Перспективы налогового мониторинга
Можно тезисно обозначить, чем налоговый мониторинг ценен для государства. Он дает:
- повышение качества налогового администрирования;
- улучшение инвестиционной привлекательности страны;
- сокращение затрат на проведение налоговых проверок, судебных издержек;
- выявление пробелов и коллизий в налоговом законодательстве.
Для налогоплательщика ценность налогового мониторинга состоит в следующем:
- минимизация налоговых рисков (освобождение от уплаты пеней и штрафов, освобождение от налоговой ответственности);
- оперативное разрешение спорных вопросов с налоговой (использование мотивированных мнений);
- сокращение судебных расходов (меньше споров — ниже затраты).
Краткий анализ принципов и ценностей налогового мониторинга позволяет сделать вывод, что данная форма налогового контроля — в целом, позитивное явление. Но следует сделать оговорки.
- Не исключено, что нормы разд. V.2 НК РФ будут меняться, совершенствоваться в процессе их применения.
- Данная форма налогового контроля интересна компаниям, которые тратят существенные ресурсы на формирование и функционирование системы внутреннего контроля, заботятся об эффективном планировании расходов, добиваются прозрачности бизнеса, а значит, повышают свою инвестиционную привлекательность. Напротив, налоговый мониторинг совсем не подходит для организаций, которым все указанное чуждо, как и для тех, кто снижает налоговую нагрузку способами, находящимися на грани закона.
- Удастся ли воплотить в жизнь принципы налогового мониторинга так, чтобы этот институт стал ценен одновременно для налогоплательщиков и государства, покажет время.
Источник: https://www.law.ru/article/20832-qqap-16-m6-20-06-2016-o-nalogovom-monitoringe
Налоговый контроль 2017-2018: взгляд проверяющего органа
За короткое время произошли кардинальные изменения в сфере налогового контроля. С одной стороны, совершенствуются автоматизированные системы контроля, изменяется подход к налоговым проверкам.
С другой, в 2017 году происходит внесение точечных изменений в главный фискальный документ страны — НК РФ, которые продолжают расширять полномочия инспекции и вносят неоднозначные трактовки, позволяющие контролирующему органу на практике использовать их по своему усмотрению.
Сегодня как никогда важно отслеживать тенденции налогового контроля, сдвигающиеся границы зон налоговых рисков, чтобы предотвратить возможные негативные последствия для компании, да и для себя лично. Поскольку риски уголовной ответственности в налоговой сфере продолжают расти!
29 сентября 2017 года на Круглом столе для вас раскроет важные нюансы налоговых проверок со стороны проверяющего органа — Смирнова Т. С.
Подробнее
Здравствуйте, Татьяна Степановна!
2017 год щедр на новации в налоговом контроле. Что Вы хотели бы отметить особо?
Конечно нововведений немало, но особо хочется отметить — закрепление понятия «необоснованная налоговая выгода» в статье 54.1 НК РФ и разработка методических рекомендаций для налоговых и следственных органов Следственного Комитета РФ по установлению в ходе проверок умысла в неуплате налогов и сборов.
Действительно, новая статья НК РФ, которая вступила в действие 19 августа текущего года, вызвала немало дискуссий! Что важного на Ваш взгляд можно почерпнуть из этой новеллы?
Статья очень напоминает положения известного Пленума ВАС РФ и вносит определенную четкость в требования для получения налогоплательщиком права на уменьшение налоговой базы. Теперь, благодаря данной норме на законодательном уровне четко закреплено, что налогоплательщику для учета сумм расходов или применения вычета необходимо соблюдать одновременно 3 условия:
- не допускать искажений учета и отчетности, уменьшающих налоговую базу;
- единственной целью сделки не должна быть неуплата и (или) зачет (возврат) суммы налога;
- сделка должна исполняться лицом, с которым заключен договор или лицом, которому обязательство передано по договору или закону.
Кроме того, теперь НК РФ запрещает налоговому органу ставить под сомнения расходы налогоплательщика по сделкам с контрагентами, отказать ему в вычете лишь на основании того, что первичный документ подписало неустановленное или неуполномоченное лицо контрагента или контрагент нарушил налоговое законодательство. Несомненно, что это приятная новость для налогоплательщиков!
А что можно отметить в части ответственности налогоплательщика за действия непрямых контрагентов?
На практике довольно часто налоговые органы предъявляют претензии проверяемому налогоплательщику, которые касаются контрагентов второго, третьего и т.д. звена.
Однако, следует отметить, что при отсутствии доказательств подконтрольности спорных контрагентов проверяемому налогоплательщику инспекции необходимо исследовать и доказывать недобросовестность действий самого налогоплательщика по выбору контрагента и обстоятельств, свидетельствующих о невыполнении соответствующей хозяйственной операции контрагентом налогоплательщика (по первому звену). То есть налоговый орган не может возлагать на налогоплательщика негативные последствия из-за недобросовестности контрагентов второго и последующих звеньев цепочки перечисления денежных средств по выпискам банков. На это указала ФНС России в марте текущего года.
Что можно отметить о должной осмотрительности при выборе контрагента? Эта тема все так же актуальна или уходит на второй план?
Еще как актуальна! Должная степень осмотрительности и осторожности при выборе контрагента также важна и в настоящее время, как и ранее. Более того, налоговые органы предъявляют новые требования к ней.
Так, инспекции обращают внимание на отсутствие у компаний информации о способе получения сведений о контрагенте, отсутствие рекламы в средствах массовой информации, рекомендаций партнеров, сайта контрагента и т.п.
Также нужно быть готовым к тому, что инспекция может запросить документы и информацию относительно предпринятых действий при осуществлении выбора контрагента! Например, документы, фиксирующие результаты поиска, мониторинга и отбор контрагента, результаты мониторинга рынка соответствующих товаров (работ, услуг), изучения и оценки потенциальных контрагентов, документально оформленное обоснование выбора конкретного контрагента (закрепленный порядок контроля за отбором и оценкой рисков, порядок проведения тендера и др.), деловую переписку. Так что расслабляться в части проявления должной осмотрительности не рекомендую.
Сейчас очень обсуждаются методические рекомендации для налоговых и следственных органов по установлению в ходе проверок обстоятельств, свидетельствующих об умысле в действиях должностных лиц налогоплательщика. Каково Ваше мнение о данном документе, что следует ждать от проверок?
Этот документ сегодня важен для налогоплательщиков, так как раскрывает серьезность намерений налоговых и следственных органов сделать бизнес прозрачным путем уголовного наказания лиц, умышленно уклоняющихся от уплаты налогов.
Если налогоплательщики его внимательно изучат, взвесят положение дел в своей компании — где возможен криминал, а где идет законная экономия на налогах, т.е. обоснованная налоговая выгода, то можно заранее подготовиться к проверке и избежать ряда претензий налоговых органов.
Основная цель данного документа заключается в повышении эффективности работы налоговых органов по выявлению и доказыванию случаев умышленного уклонения от налогов. Если доказан умысел, штраф за неуплату налогов составляет 40% от суммы недоплаты.
Также умышленное уклонение от уплаты налогов, совершенное в крупном размере, может вполне повлечь уголовную ответственность виновного должностного лица компании.
С умышленной неуплатой налога понятно, а если не было умысла и налог не уплатили по незнанию?
Неуплата или неполная уплата налогов и сборов может быть результатом как виновных деяний (умышленных и по неосторожности), так и деяний, которые квалифицируются как невиновные. Например, как указано в тех же Рекомендациях, непреднамеренная арифметическая или техническая ошибка при исчислении суммы налога не имеет признака виновности.
Если лицо, совершившее налоговое правонарушение не осознавало противоправный характер своих действий (бездействий), хотя должно было и могло это осознавать, такое правонарушение могут признать совершенным по неосторожности.
Это может произойти из-за низкой квалификации бухгалтера, его временная нетрудоспособность и пр., но при этом следует помнить, что личностные и профессиональные обстоятельства работников компании не освобождают ее от штрафа, предусмотренного п.1 ст.
122 НК РФ в размере 20 % от неуплаченной суммы. Незнание закона не освобождает от ответственности!
Хочется вспомнить о схемах уклонения от уплаты налогов. Какие их них являются самыми популярными на практике?
Схем на практике применяют немало. Особо популярными являются:
- необоснованное применение налоговых льгот, льготных налоговых ставок;
- подмена одних видов договоров другими с целью извлечения налоговой выгоды;
- дробление бизнеса с целью применения спецрежимов;
- фиктивные сделки с однодневками и аффилированными компаниями с целью завышения расходов компании или занижения ее доходов.
Более подробно о схемах и о многих многом другом, мы поговорим на мероприятии.
Татьяна Степановна, большое Вам спасибо!
Конечно, в рамках одного интервью спросить все невозможно. Узнать больше о налоговой безопасности и задать свои вопросы Вы можете, став участником круглого стола 29 сентября в центре Москвы или подключившись к трансляции мероприятия.
Подробнее
До встречи!
Источник: https://pravovest-audit.ru/nashi-statii-nalogi-i-buhuchet/nalogovyy-kontrol-2017-2018-vzglyad-proveryayushchego-organa/
Налоговый мониторинг: как работает и зачем нужен?
В начале ноября Президент России подписал закон, который вводит добровольный превентивный налоговый контроль для крупных организаций — так называемый налоговый мониторинг.
Закон вступает в силу с 1 января 2015 года, а ряд его положений, касающийхся консолидированной группы налогоплательщиков — с 1 января 2016 года.
Попробуем разобраться, что налоговый мониторинг будет из себя представлять на практике.
Область применения
Пока заключить с ФНС соглашение о налоговом мониторинге могут только крупные компании. Для этого нужно ежегодно платить более 300 млн. рублей налогов и иметь годовой доход и общую стоимость активов не менее трех млрд. рублей.
По соглашению о налоговом мониторинге организация обязуется раскрыть для налоговой инспекции в реальном времени данные своего бухгалтерского и налогового учета, информацию по сделкам.
Взамен она получает преимущества в виде прекращения выездных налоговых проверок и возможности понимать налоговые последствия совершения нестандартных сделок.
Налоговые органы обязаны давать разъяснения и консультации налогоплательщику по любым спорным вопросам налогообложения, кроме трансфертного ценообразования.
Суть новшества заключается в обеспечении тесного взаимодействия бизнеса и налоговой службы в реальном времени для достижения взаимовыгодных результатов.
Преимущества использования налогового мониторинга для бизнеса:
- прекращение выездных проверок налоговых органов;
- снижение фискальных рисков (получения штрафов, расходов на судебное урегулирование конфликтов и других);
- доступ к экспертизе специалистов ФНС;
- понимание налоговых последствий всех совершаемых нестандартных сделок;
- стабильность и определенность в налоговой нагрузке, что позволяет повышать инвестиционную привлекательность бизнеса.
Преимущества использования налогового мониторинга для ФНС:
- возможность оперативнее и лучше контролировать соблюдение налогового законодательства, правильность исчисления и своевременность уплаты налогов и сборов;
- улучшение прогнозируемости объемов налоговых поступлений;
- повышение эффективности: сокращение расходов на проведение налоговых проверок и разрешение налоговых споров.
Опыт применения
Налоговый мониторинг около десяти лет назад придумали в Голландии.
Когда там проводили «пилот» этого новшества, его участники — два десятка крупных налогоплательщиков страны — по итогам указали на уменьшение административной нагрузки и рост инвестиционной привлекательности.
Многие другие страны переняли голландский опыт, оценив пользу налогового мониторинга для предотвращения применения бизнесом схем ухода от налогов: практика быстро прижилась в Великобритании, США, Германии и других государствах.
В России итоги «пилота» тоже можно признать удачными. Он стартовал в декабре 2012 года, когда c ФНС соответствующие соглашения заключили «Интер РАО ЕЭС», «РусГидро», МТС, российское представительство Ernst & Young и «Северсталь».
В EY отмечают, что с налоговиками встречались регулярно в течение всего время действия соглашения для прояснения применяемого порядка налогового учета операций и обсуждения других вопросов. «Проверяющие стали лучше понимать структуру и особенности нашего бизнеса, порядок учета, снизилось количество претензий.
Выездные проверки последний год вообще не проводились, а объем запрашиваемой информации по камеральным проверкам сократился примерно на 25%», — поделился с РБК (https://top.rbc.ru/economics/27/05/2014/926354.shtml) партнер налоговой практики ЕY Иван Родионов.
В «РусГидро» рассказали о плотном общении с налоговиками в еженедельном режиме.
За время действия «пилота» его участники получили разъяснения по 50 запросам, рассказал «Ведомостям» (https://www.vedomosti.ru/finance/news/35668741/fns-bez-proverok) заместитель руководителя ФНС Сергей Аракелов. Удалось урегулировать некоторые налоговые споры, дошедшие до судов.
По информации ФНС, число налоговых споров у части компаний сократилось в разы. Например, мировым соглашением окончился суд ФНС и «Интер РАО» на общую сумму 37,1 млн рублей.
Согласно «Ведомостям», в МТС и «РусГидро» довольны снижением фискальных рисков за счет повышения предсказуемости налогового регулирования.
Но при расширенном информационном контакте с налоговой инспекцией перед компаниями встает и вопрос о степени раскрытия данных. По информации «Ведомостей» «полную открытость» обеспечили только «Русгидро», «Северсталь» и «Интер РАО». Другие компании ограничились согласованным перечнем данных, сославшись на «специфику деятельности».
Как считают в компаниях-участницах «пилота», главное преимущество налогового мониторинга — предварительное урегулирование споров, которым недальновидно рисковать ради сокрытия каких-либо нелегальных схем.
Судьба проекта
По оценкам ФНС, в России на сегодняшний день только две тысячи налогоплательщиков отвечают требованиям, допускающим участие в программе налогового мониторинга. Большинство из них работает в сфере финансов и промышленного производства.
Так что в ближайшие год-два, видимо, не стоит ожидать бума в виде роста бюджетных поступлений или большого числа компаний, присоединившихся к программе налогового мониторинга — интерес к программе, по словам Сергея Аракелова, проявили пока 20-30 компаний.
Вполне вероятно, что со временем больше налогоплательщиков смогут поучаствовать в налоговом мониторинге.
Не исключено, что если эксперимент будет признан удачным, требования к объему выручки для входа в программу будут снижены, и она станет доступнее для более широкого круга налогоплательщиков.
Другой вопрос, что самой ФНС для запуска проекта налогового мониторинга на федеральном уровне (хотя бы только для крупных компаний) при её текущей, очевидно немалой загрузке, потребуются существенные дополнительные ресурсы, включая обучение сотрудников, разработку стандартизированных процедур оперативного обмена информацией с налогоплательщиками и т.п., которые также не возникнут в одночасье.
Так что налоговый мониторинг обещает быть делом долгим, но, несомненно, полезным.
Источник: https://blog.ucmsgroup.ru/tax-monitoring/
Как проводится налоговый мониторинг
Что такое налоговый мониторинг
С 1 января 2015 года в России появился новый вид налогового контроля – налоговый мониторинг (п. 8 ст. 1, ст. 2 Закона от 4 ноября 2014 г. № 348-ФЗ).
Суть налогового мониторинга в том, что организация добровольно в режиме реального времени, то есть в онлайн-режиме, предоставляет инспекторам доступ к своим первичным документам, налоговым регистрам, данным бухгалтерского и налогового учета, а также к другой информации. Это позволит контролировать правильность расчета налогов без выездных и камеральных проверок. И организация сможет своевременно исправлять допущенные ошибки, получив письменные рекомендации инспекции.
Это следует из положений раздела V.2 Налогового кодекса РФ.
В каких случаях проводят налоговый мониторинг
Налоговый мониторинг – дело добровольное, но не для всех желающих. Поэтому, если организация заинтересована в новой форме отношений с инспекцией, сначала ей нужно определить, соответствует ли она установленным критериям. И если соответствует, подать в инспекцию заявление о проведении налогового контроля.
Основанием для проведения налогового мониторинга будет положительное решение инспекции на поданное заявление.
Это следует из положений пунктов 1, 2, 3 статьи 105.26 Налогового кодекса РФ.
Всем ли организациям доступен налоговый мониторинг? К сожалению, нет. Провести налоговый мониторинг могут только в крупных организациях с большими объемами налоговых платежей (п. 3 ст. 105.26 НК РФ). О том, какие именно установлены ограничения, см. Условия, при которых возможен налоговый мониторинг.
За какой период проводят налоговый мониторинг
Период, который может быть охвачен налоговым мониторингом, составляет календарный год.
При этом воспользоваться налоговым мониторингом удастся только с 1 января 2016 года. Дело в том, что в рамках этой процедуры инспекции должны контролировать деятельность организаций с 1 января по 31 декабря включительно. Но перед этим организация должна подать заявление о проведении налогового мониторинга и получить из инспекции положительное решение.
Получается, что даже если подать заявление в 2015 году (например, в январе), то при положительном решении проверяемым периодом будет период с 1 января по 31 декабря 2016 года. Закончить мониторинг этого периода инспекция должна 1 октября 2017 года.
Такой порядок предусмотрен пунктами 4 и 5 статьи 105.26 Налогового кодекса РФ.
Внимание: участники консолидированной группы налогоплательщиков вправе применить положения раздела V.2 части 1 Налогового кодекса РФ с 1 января 2016 года. То есть только в 2016 году они смогут подать заявление о проведении налогового мониторинга в 2017 году (п. 2 ст. 2 Закона от 4 ноября 2014 г. № 348-ФЗ).
Как подать заявление о налоговом мониторинге
Чтобы инспекция приступила к налоговому мониторингу со следующего года, заявление о его проведении нужно подать не позднее 1 июля текущего года (п. 3 ст. 105.26, п. 1 ст. 105.27 НК РФ). Форма такого заявления утверждена приказом ФНС России от 7 мая 2015 г. № ММВ-7-15/184.
К заявлению о проведении мониторинга приложите:
- регламент информационного взаимодействия. Форма и требования к регламенту утверждены приказом ФНС России от 7 мая 2015 г. № ММВ-7-15/184;
- информацию об организациях и физических лицах, которые прямо и (или) косвенно участвуют в вашей организации, если доля такого участия составляет более 25 процентов;
- учетную политику для целей налогообложения организации на текущий год.
Это следует из положений абзаца 3 пункта 6 статьи 105.26 и пункта 2 статьи 105.27 Налогового кодекса РФ.
Если вы подали заявление о проведении налогового мониторинга, а потом решили отказаться от такой формы контроля, то сообщите об этом в инспекцию письменно. Важно успеть это сделать до того, как проверяющие примут свое решение о мониторинге (п. 3 ст. 105.27 НК РФ). Если решение уже принято и оно положительное, то отказаться от него не удастся.
Принять решение налоговая инспекция обязана до 1 ноября года, в котором вы подали ей заявление. И в течение пяти дней после этого вам должны направить:
- либо решение о проведении налогового мониторинга. Форма такого решения утверждена приказом ФНС России от 7 мая 2015 г. № ММВ-7-15/184;
- либо мотивированный отказ в проведении такой процедуры. Форма решения об отказе в проведении налогового мониторинга утверждена приказом ФНС России от 7 мая 2015 г. № ММВ-7-15/184.
Отказать в проведении налогового мониторинга инспекция может в трех случаях:
- если организация не представила (представила не в полном объеме) обязательные документы (информацию);
- если организация в принципе не отвечает условиям, при которых возможен налоговый мониторинг;
- если регламент информационного взаимодействия составлен не по форме и (или) не соответствует требованиям, которые предъявляет к нему ФНС России.
Это следует из положений пунктов 4, 5 и 6 статьи 105.27 Налогового кодекса РФ.
Когда инспекция может прервать налоговый мониторинг
Инспекция вправе прекратить налоговый мониторинг посреди года, если организация:
- нарушит условия регламента информационного взаимодействия, после чего дальнейший мониторинг будет невозможным;
- в ходе информационного обмена представит недостоверные сведения;
- дважды (или более) откажет инспекции в представлении документов (информации), пояснений.
О досрочном прекращении налогового мониторинга инспекторы уведомят в письменной форме. Они сделают это в течение 10 дней с момента, когда было допущено нарушение, но не позднее 1 сентября года, следующего за контролируемым периодом.
Такой порядок предусмотрен статьей 105.28 Налогового кодекса РФ.
Как инспекция проводит налоговый мониторинг
Налоговый мониторинг инспекция проводит на своей территории на основании имеющихся у нее:
- деклараций (расчетов) по налогам;
- документов, представленных вместе с заявлением о проведении налогового мониторинга;
- других документов, содержащихся в базе данных инспекции.
Помимо этого инспекция вправе запрашивать дополнительные документы (информацию), связанные с расчетом и уплатой налогов, а также требовать письменные или устные пояснения. Все это следует из положений пунктов 1, 2 и 3 статьи 105.29 Налогового кодекса РФ.
Если инспекция затребовала в ходе мониторинга документы, то вы можете представить их на бумаге (копии или подлинники) или же в электронном виде. Последнее возможно, если документы, которые затребованы у организации, составлены в электронном виде по установленным форматам.
Передать такие документы в инспекцию можно разными способами:
- выслать в инспекцию по почте;
- вручить лично представителю инспекции (инспектору, который непосредственно проводит налоговый мониторинг, или сотруднику канцелярии инспекции);
- направить по телекоммуникационным каналам связи (если документы составлены в электронном виде по установленным форматам).
Об этом сказано в пункте 4 статьи 105.29 Налогового кодекса РФ.
Порядок представления документов по телекоммуникационным каналам связи утвержден приказом ФНС России от 17 февраля 2011 г. № ММВ-7-2/168.
Как оформляют результаты налогового мониторинга
В ходе налогового мониторинга инспекция высказывает свое мнение по вопросам правильности расчета и уплаты налогов и сборов. Свою позицию представители инспекции письменно оформляют в виде мотивированного мнения. Его подписывает руководитель инспекции или его заместитель. Форма и требования к мотивированному мнению утверждены приказом ФНС России от 7 мая 2015 г. № ММВ-7-15/184.
Мотивированное мнение направляют организации. По сути это письменные разъяснения по вопросам налогообложения с выводами о том, правильно ли рассчитаны налоги в той или иной хозяйственной ситуации.
Это следует из положений пункта 1 статьи 105.30 Налогового кодекса РФ.
Мотивированное мнение инспекция составляет либо по собственной инициативе, либо по запросу организации (п. 2 ст. 105.30 НК РФ).
Инициатива инспекции
Если в ходе налогового мониторинга сотрудники инспекции не нашли ошибок в расчете или уплате налогов, то мотивированное мнение они не составляют и о таких результатах организации не сообщают. Если же, по мнению проверяющих, нарушения есть, то они оформят мотивированное мнение.
Составить такой документ они должны не позднее чем за три месяца до окончания налогового мониторинга. То есть не позже 1 июля года, следующего за тем, который был охвачен мониторингом.
Направить свое мнение в организацию инспекция обязана в течение пяти рабочих дней после его составления.
Такой порядок предусмотрен пунктом 3 статьи 105.30 Налогового кодекса РФ.
Инициатива организации
Вы вправе самостоятельно обратиться в инспекцию за письменными разъяснениями, если засомневались в том, правильно ли рассчитали или заплатили налог. Обращаться нужно письменно. В запросе о представлении мотивированного мнения обязательно изложите суть проблемы и свою позицию.
В течение одного месяца со дня получения запроса инспекция даст письменный ответ. При условии что запрос вы подали не позднее 1 июля года, следующего за проверяемым годом. В ответе инспекция опишет свою позицию по ситуации из запроса.
Иногда инспекторы вправе представить мотивированное мнение на один месяц позже. Так они могут поступить, если понадобятся дополнительные документы (информация) по вопросу организации. О продлении срока вас уведомят в письменной форме в течение трех дней со дня принятия такого решения.
Такой порядок предусмотрен пунктами 4 и 5 статьи 105.30 Налогового кодекса РФ.
Получив мотивированное мнение налоговой инспекции, организация может либо согласиться с ним, либо возразить.
Если вы согласились с выводами и предложениями инспекции, то сообщите ей об этом. Для этого в течение одного месяца со дня получения мотивированного мнения направьте в инспекцию уведомление. К нему приложите документы, подтверждающие выполнение указанного мотивированного мнения (при их наличии).
Если же вы придерживаетесь иной точки зрения и не следуете рекомендациям инспекции, представьте в инспекцию письменные возражения (разногласия). Сделать это нужно также в течение одного месяца со дня получения мотивированного мнения.
Инспекция, получив разногласия, в течение трех рабочих дней перешлет их в ФНС России вместе с документами (информацией) по данному вопросу. ФНС России на основании данных материалов должна инициировать проведение взаимосогласительной процедуры.
Это следует из положений пунктов 6, 7 и 8 статьи 105.30 Налогового кодекса РФ.
После окончания налогового мониторинга инспекция в течение двух месяцев (до 1 декабря года, следующего за годом проведения налогового мониторинга) уведомит организацию о наличии или отсутствии невыполненных мотивированных мнений. При условии что такие мнения (разъяснения, указания) были ей направлены (п. 9 ст. 105.30 НК РФ).
Как действовать, если ФНС России инициировала взаимосогласительную процедуру
Взаимосогласительная процедура сводится к тому, что специалисты ФНС России рассматривают доводы организации и налоговой инспекции по спорному вопросу. И решают, на чьей они стороне. Если на стороне организации, то изменят мотивированное мнение инспекции. А если на стороне своих коллег – все останется без изменений.
Такую процедуру проведет руководитель ФНС России или его заместитель в течение одного месяца со дня получения разногласий. Процедуру будут проводить совместно с вами и с вашей налоговой инспекцией, которая отвечает за налоговый мониторинг (п. 2 ст. 105.31 НК РФ).
О своем решении ФНС России сообщит организации. Уведомление об изменении мотивированного мнения либо об оставлении мотивированного мнения без изменения вам выдадут на руки или направят в течение трех дней со дня его составления.
Организация в течение одного месяца со дня получения такого уведомления должна сообщить в инспекцию о своем решении. Согласна она в итоге с официальной позицией налоговой инспекции или нет.
Такой порядок следует из положений пунктов 3, 4 и 5 статьи 105.31 Налогового кодекса РФ.
Плюсы налогового мониторинга
Основной плюс налогового мониторинга в том, что благодаря ему организация будет избавлена от налоговых проверок. Ведь за периоды, которые попали под налоговый мониторинг, инспекции не могут проводить ни камеральные, ни выездные проверки. Исключение составляют:
1) камеральные проверки, которые проводятся:
- если организация представила налоговую декларацию (расчет) позже 1 июля года, следующего за годом мониторинга;
- если организация представила декларацию по НДС (акцизам), в которой заявлено право на возмещение налога;
- при досрочном прекращении налогового мониторинга;
- если организация подала уточненную декларацию (расчет), в которой отразила уменьшение суммы налога к уплате в бюджет или увеличение суммы полученного убытка.
Это следует из положений пункта 1.1 статьи 88 Налогового кодекса РФ.
2) выездные проверки, которые проводятся:
- вышестоящим налоговым органом в отношении налоговой инспекции, проводившей налоговый мониторинг;
- при досрочном прекращении налогового мониторинга;
- если организация не выполнила указания, данные инспекцией в рамках налогового мониторинга;
- если организация подала уточненную декларацию за период, который контролировался в рамках налогового мониторинга, и отразила в этой декларации уменьшение суммы налога к уплате в бюджет.
Это следует из положений пункта 5.1 статьи 89 Налогового кодекса РФ.
Источник: https://NalogObzor.info/publ/nalogovye_proverki/kak_provoditsja_nalogovyj_monitoring/14-1-0-976