Определен порядок контроля за спецоценкой условий труда — все о налогах

Регламентирован порядок осуществления государственного контроля (надзора) за соблюдением требований законодательства РФ о специальной оценке условий труда

Приказ Минтруда России от 21.04.2017 N 377н «Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной службой по труду и занятости государственной функции по осуществлению государственного контроля (надзора) за соблюдением требований законодательства Российской Федерации о специальной оценке условий труда»

Предметом государственной функции является соблюдение работодателями и организациями, осуществляющими проведение специальной оценки условий труда, требований законодательства РФ о специальной оценке условий труда.

Документом, в частности, устанавливаются:

права и обязанности лиц, осуществляющих государственный контроль (надзор);

права и обязанности лиц, в отношении которых осуществляется государственный контроль (надзор);

описание результата исполнения государственной функции;

требования к порядку исполнения государственной функции;

сроки исполнения государственной функции;

состав, последовательность и сроки исполнения отдельных административных процедур (действий), требования к порядку их выполнения, в том числе особенности выполнения административных процедур (действий) в электронной форме;

порядок и периодичность осуществления плановых и внеплановых проверок, полноты и качества исполнения государственной функции;

ответственность должностных лиц Роструда и его территориальных органов за решения и действия (бездействие), принимаемые (осуществляемые) ими в ходе исполнения государственной функции;

досудебный (внесудебный) порядок обжалования действий (бездействия) и решений, осуществляемых (принимаемых) в ходе исполнения государственной функции.

Исполнение государственной функции включает в себя административные процедуры по планированию надзорных мероприятий, осуществляемых в целях обеспечения исполнения государственной функции; по организации и проведению проверок соблюдения работодателями и организациями, осуществляющими проведение специальной оценки условий труда, требований законодательства о специальной оценке условий труда; по обеспечению должностными лицами Роструда и его территориальных органов мер по устранению правонарушений, выявленных при исполнении государственной функции, и выполнению предъявленных в ходе ее осуществления законных требований.

Перейти в текст документа »

Дата публикации на сайте: 07.06.2017

Поделиться ссылкой:

Источник: https://www.Consultant.ru/law/hotdocs/49810.html/

Труд-Эксперт.Управление

Специальная оценка условий труда: проверка трудовой инспекции – новые правила

15 сентября 2017 г.

С 16 июня 2017 года утвержден Административный регламент, который определяет порядок осуществления Рострудом и государственными инспекциями труда в субъектах РФ контроля (надзора) за соблюдением требований законодательства о специальной оценке условий труда.

С 16 июня 2017 года утвержден Административный регламент, который определяет порядок осуществления Рострудом и государственными инспекциями труда в субъектах РФ контроля (надзора) за соблюдением требований законодательства о специальной оценке условий труда.

ПРИКАЗ   Министерства труда и социальной защиты РФ от 21.04.2017 № 377н  ОБ УТВЕРЖДЕНИИ АДМИНИСТРАТИВНОГО РЕГЛАМЕНТА ИСПОЛНЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБОЙ ПО ТРУДУ И ЗАНЯТОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ФУНКЦИИ ПО ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ (НАДЗОРА) ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ТРЕБОВАНИЙ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О СПЕЦИАЛЬНОЙОЦЕНКЕ УСЛОВИЙ ТРУДА(извлечение)                    Права   и   обязанности   лиц,   в   отношении   которых   осуществляется государственная функция  11. Работодатель  или  его  представитель,  руководитель    организации,осуществляющей  проведение  специальной  оценки  условий  труда,  или его представитель при исполнении государственной функции имеют право:   а)непосредственно присутствовать при исполнении государственной функции, давать объяснения по вопросам,  относящимся  к  предмету  государственной функции; б) получать  от  должностных  лиц  Службы  и  ее территориальных органов информацию,  которая  относится  к  предмету  государственной  функции  и предоставление   которой   предусмотрено   законодательством   Российской Федерации;   в)знакомиться   с   документами,  информацией   и   иными  сведениями,перечисленными  в  подпунктах «а»-«г»  пункта  48 Административного регламента  и  полученными посредством межведомственного  информационного взаимодействия, а также с результатами исполнения государственной функции и  указывать  в акте проверки о своем ознакомлении  с  ними, согласии или несогласии  с  ними,  а  также  с  отдельными  действиями  уполномоченных должностных лиц Службы и ее территориальных органов;г)  обжаловать   действия  (бездействие)  должностных  лиц  Службы  и  ее территориальных  органов, повлекшие за собой нарушение прав работодателей и  организаций,  осуществляющих  проведение  специальной  оценки  условий труда, при исполнении государственной функции, в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации…                                                                          87. Предметом внеплановой проверки является соблюдение работодателем или организацией, осуществляющей проведение специальной оценки условий труда,требований   законодательства   о   специальной   оценке  условий  труда,выполнение предписаний должностных  лиц  Службы  или  ее  территориальных органов, в  том  числе в  целях  предотвращения  причинения вреда жизни и здоровью граждан и  (или) ликвидации последствий причинения такого вреда.  Внеплановые проверки также  проводятся  в  целях  всестороннего и полного рассмотрения  заявлений  граждан,   содержащих   сведения   о  допущенных нарушениях  их  прав  и  законных  интересов   действиями  (бездействием)работодателя   или  организации,  осуществляющей  проведение  специальной оценки   условий   труда,  связанными   с  невыполнением  ими  требований законодательства  о  специальной  оценке  условий  труда,  проверки  иной информации, свидетельствующей о наличии признаков нарушений, в результате которых  возникла  или  может  возникнуть угроза причинения вреда жизни и (или) здоровью граждан, а также необходимость проверки полноты и качества мер, принятых работодателями или организациями…                 

 

Работодатели обязаны проводить специальную оценку условий труда (СОУТ) (ст. 7, ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда», далее – Закон № 426-ФЗ).

От результатов проведения СОУТ зависит в том числе уровень социальной защищенности работников, а именно: – предоставление работникам, занятым на работах с вредными или опасными условиями труда, государственных гарантий и компенсаций, их размеры; – действия работодателя по улучшению условий труда и обеспечению установленного законодательством уровня охраны труда.  

Очевидно, что СОУТ у работодателя должна быть качественной, а ее результаты – достоверными. Для этого Роструд и государственные инспекции труда в субъектах РФ осуществляют контроль (надзор) за соблюдением требований законодательства о СОУТ. А с 16 июня 2017 года порядок осуществления такого контроля закреплен в комментируемом Административном регламенте.

     

ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ТРУДОВЫХ ИНСПЕКЦИЙ

 Должностные лица Роструда и трудовых инспекций имеют право: – беспрепятственно в любое время суток при наличии удостоверений установленного образца проводить проверки соблюдения требований законодательства о СОУТ; – запрашивать у работодателей и их представителей, органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления документы, объяснения, информацию, необходимые для проверки; – предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений требований законодательства, о восстановлении нарушенных прав работников, о привлечении виновных в нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности; – составлять протоколы об административных правонарушениях и рассматривать дела об административных правонарушениях, подготавливать и направлять в правоохранительные органы и в суд материалы (документы) о привлечении виновных к ответственности.  

Должностным лицам Роструда и трудовых инспекций запрещено, в частности:

– требовать представления документов, информации, образцов продукции, проб обследования объектов окружающей и производственной среды, если они не относятся к предмету проверки, а также изымать оригиналы таких документов; – распространять информацию, полученную в результате проверки и составляющую государственную, коммерческую, служебную, иную охраняемую законом тайну; – превышать установленные сроки проведения проверки; – предписывать или предлагать работодателям проведение проверки за их счет; – требовать от работодателей документы, информацию и иные сведения, предоставляемые посредством межведомственного информационного взаимодействия; – требовать нотариального удостоверения копий документов, если иное не предусмотрено законодательством РФ;

– требовать от работодателя представления документов, информации до даты начала проведения проверки.

     

ИТОГИ ПРОВЕРКИ

 

По окончании проверки работодатель получит акт проверки и предписание об устранении нарушений (если они были выявлены). Невыполнение в срок, установленный в предписании, изложенных в нем требований влечет административную ответственность по ч. 23 ст. 19.

5 Кодекса РФ об административных правонарушениях:   – для должностных лиц – штраф в размере от 30 000 до 50 000 рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; – предпринимателей – штраф от 30 000 до 50 000 рублей; – юридических лиц – штраф от 100 000 до 200 000 рублей.

В случае выявления нарушений, содержащих признаки преступлений, предусмотренных ст.

136, 143, 201, 285, 286, 292, 293, 318, 319 Уголовного кодекса РФ, Роструд или трудовые инспекции направят результаты проверки в следственные органы для рассмотрения вопроса о привлечении виновных лиц к уголовной ответственности.

 

Данный материал включен в информационный банк СПС КонсультантПлюс.

Источник публикации: «Проверка трудовой инспекции – новые правила // Практическая бухгалтерия. 2017. № 7. С. 22-23; СПС КонсультантПлюс; электронный ресурс: www.consultant.ru.

Источник: https://www.trudcontrol.ru/press/special-ocenka/26443/specialnaya-ocenka-usloviy-truda-proverka-trudovoy-inspekcii-novie-pravila

Как влияет спецоценка условий труда на страховые взносы?

Вправе ли работодатель не проводить специальную оценку условий труда? Как влияет на размер уплачиваемых дополнительных страховых взносов на пенсионное страхование проведение либо непроведение специальной оценки условий труда?

По рабочим местам, по которым ранее была проведена аттестация, специальная оценка может не проводиться в течение пяти лет со дня завершения данной аттестации. Провести специальную оценку условий труда нужно как можно скорее в отношении рабочих мест, поименованных в ч. 6 ст. 10 Федерального закона от 28.12.

2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда», а также по которым отсутствуют действующие результаты аттестации. Иначе организация может быть оштрафована в соответствии с ч. 2 ст. 5.27.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Если рабочие места, содержащие потенциально вредные или опасные факторы, отсутствуют, то, учитывая судебную практику, специальная оценка может проводиться поэтапно и должна быть завершена не позднее 31 декабря 2018 г.

Работодатели, которые провели специальную оценку условий труда, начисляют дополнительные взносы в ПФР по дифференцированным тарифам в размере от 2 до 8% в зависимости от класса и подкласса условий труда. При признании условий труда по результатам специальной оценки оптимальными или допустимыми дополнительный тариф составит 0%, что освобождает от уплаты страховых взносов по дополнительным тарифам.

При наличии актуальных результатов аттестации рабочих мест, согласно которым условия труда признаны вредными и опасными, применяются дифференцированные тарифы взносов от 2 до 8%.

Работодатели обязаны проводить специальную оценку условий труда (ст. 212 Трудового кодекса РФ, п. 1 ч. 2 ст. 4 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (далее − Закон № 426-ФЗ)).

Согласно Закону № 426-ФЗ специальная оценка должна проводиться в отношении всех рабочих мест не реже чем один раз в пять лет, если нет оснований для внеплановой оценки (ч. 4 ст. 8 и ст. 17 Закона № 426-ФЗ).

Читайте также:  График отпусков 2018… и другие интересные новости за неделю (28.10.2017–03.11.2017) - все о налогах

Согласно ст. 7 Закона № 426-ФЗ итоги специальной оценки условий труда применяются:

  • для предоставления работникам гарантий и компенсаций, предусмотренных ТК РФ;
  • для установления дополнительных тарифов страховых взносов в ПФР;
  • расчета надбавок (скидок) к тарифу взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний и обоснования финансирования мероприятий по улучшению условий охраны труда.

Если в отношении рабочих мест ранее была проведена аттестация, то специальная оценка условий труда в отношении таких рабочих мест может не проводиться в течение пяти лет со дня завершения данной аттестации, за исключением случаев возникновения обстоятельств, указанных в ч. 1 ст. 17 Закона № 426-ФЗ. Работодатель вправе провести специальную оценку условий труда в порядке, установленном данным Федеральным законом, до истечения срока действия имеющихся результатов аттестации рабочих мест по условиям труда (ч. 4 ст. 27 Закона № 426-ФЗ).

При этом ч. 6 данной статьи установлено, что организация может проводить специальную оценку поэтапно и завершить ее не позднее 31 декабря 2018 г., если у нее нет работников с рабочими местами, указанными в ч. 6 ст. 10 Закона № 426-ФЗ.

Это рабочие места работников, чьи профессии и специальности включены в списки, с учетом которых осуществляется досрочное назначение трудовой пенсии по старости; рабочие места работников, которым предоставляются гарантии и компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда; рабочие места, на которых по результатам ранее проведенных аттестаций рабочих мест по условиям труда или специальной оценки условий труда были установлены вредные и (или) опасные условия труда. Если по данным должностям ранее не проводилась аттестация рабочих мест, либо истек срок действия ее результатов, то специальная оценка должна быть проведена в безотлагательном порядке.

При этом Роструд полагает, что в кратчайшие сроки должна быть проведена специальная оценка тех рабочих мест, по которым отсутствуют действующие результаты аттестации (Письмо от 20.11.2015 № 2628-6-1).

Источник: https://lk.usoft.ru/news/4156

Специальная оценка условий труда: что это такое? Цель специальной оценки условий труда :

До 2014 года чтобы определить, в каких условиях работники осуществляли свою деятельность, на предприятиях проходили такие мероприятия, как аттестации мест сотрудников, в результате которых и определялась степень вредности того или иного производства. По итогам работы аттестационной комиссии работникам такого производства назначались разнообразные компенсации.

Но начиная с 1 января 2014 года в соответствии с Федеральным Законом за номером 426-ФЗ (от 28 декабря 2013 года) были регламентированы абсолютно новые мероприятия по определению специальной оценки условий труда (СОУТ). Видимо, для появления такого документа существовали веские причины. Что это такое – специальная оценка условий труда? Давайте разбираться. Ведь «не боги горшки обжигают».

Что это за процедура?

Что это такое – специальная оценка условий труда? Это целый комплекс мероприятий, который направлен, в первую очередь, на определение всех опасных и вредных для жизни и здоровья людей производственных факторов.

Члены комиссии производят заборы проб и делают анализы.

После сравнения полученных данных с нормативными показателями специалисты дают оценку того, насколько негативные факторы влияют на физическое и психологическое состояние работников.

Продолжим рассматривать, что это такое – специальная оценка условий труда? Это, прежде всего, прогрессивная технология, которая самым наилучшим образом приближена к мировой практике. Это обновленный механизм формирования определенного пакета компенсаций и гарантий для работников, которым приходится работать в рамках вредных производственных циклов.

Теперь становится понятнее, что это такое – специальная оценка условий труда? Это краеугольный камень действующей на сегодняшний день всей системы охраны труда работников. Это новый алгоритм расчета пенсионных и социальных отчислений.

Цель специальной оценки условий труда

Условия труда на любом производстве подразделяют на классы и подклассы, в соответствии с которыми работникам и назначают те или иные компенсации и льготы.

Важно! В отличие от предыдущего алгоритма начисления компенсаций, система СОУТ позволяет учитывать не просто списочный набор негативных факторов, а именно фактический.

Помимо этого с введением нового закона «свободно вздохнули» те работодатели, у которых созданы благоприятные производственные условия.

Теперь им не надо проводить дорогостоящие аттестации на регулярной основе и производить дополнительные страховые отчисления за каждого работника.

Что же касается руководителей предприятий, на которых существуют «вредные» рабочие места, то по отношению к ним применяют более жесткие требования, а также усиливают контроль. То есть целью программы СОУТ является:

  • значительное улучшение необходимых условий труда;
  • сокращения процента рабочих мест, отличающихся «вредностью», в общем объеме производства.

На каких предприятиях должна проводиться подобная процедура в обязательном порядке?

В соответствии с законодательством в обязанности практически всех работодателей вменено проведение такого порядка, как определение СОУТ. Это касается всех компаний и предприятий:

  • которые вообще не слышали о таком мероприятии, как аттестация рабочих мест и, естественно, ее не проводили ранее;
  • которые слышали и проводили, но сроки принятия ее результатов во внимание уже давно истекли;
  • в которых образованы новые рабочие места или произошло изменение технологического цикла.

Не проводить СОУТ могут только:

  • ИП, которые создали рабочие места исключительно для себя, то есть самозанятые граждане.
  • Физлица, которые работают по договору трудового найма (например, работающие на дому), и не имеют статуса ИП.
  • Госслужащие, входящие в определенный ограниченный перечень: в целях сохранения гостайны.

Важно! Организации, в которых аттестация прошла незадолго до вступления в силу ФЗ № 426, могут временно (до истечения пяти лет) не проводить СОУТ, так как в течение этого периода будут приняты во внимание результаты последней проверки.

С какой периодичностью проводят подобную процедуру

Периодичность специальной оценки условий труда (плановой) не должна быть чаще, чем один раз в пять лет. Происходит так только в том случае, если в плане условий труда ничего не меняется.

На заметку! В противном случае вам не «отвертеться» от СОУТ, которую придется проводить внепланово.

Периодичность специальной оценки условий труда закреплена в законодательстве России, и сроки ее последующего проведения зависят от даты проведения предыдущей СОУТ.

Важно! Еще раз напоминаем, что согласно требованиям Приказа Минздравсоцразвития России за номером 342н (от 26 апреля 2011 года) все результаты аттестационной проверки, проведенной в срок до 1 января 2014 года, имеют правовую силу в течение 5 лет, начиная со дня ее проведения. Этот постулат не работает в том случае, если возникла острая необходимость провести СОУТ во внеплановом режиме.

Кто уполномочен осуществлять СОУТ?

В комиссию по проведению специальной оценки условий труда входят эксперты, приглашенные со стороны (то есть не являющиеся работниками данного предприятия) и представляющие компанию-исполнителя.

Помимо них, в число проверяющих входит группа лиц (обязательно нечетное количество) от работодателя, в состав которых входит специалист, занимающийся вопросами охраны труда, и представитель от профсоюзной организации (если она имеется в наличии).

Сторонняя фирма, осуществляющая СОУТ, должна отвечать следующим обязательным требованиям:

  • В свидетельстве о разрешении на предпринимательство основным видом коммерческой деятельности должно значиться проведение специальной оценки условий труда.
  • Работники этой проверяющей фирмы должны иметь сертификаты определенного образца, дающие право на проведение такой процедуры, как СОУТ. Минимальное количество таких сотрудников – пять человек. Причем один из этих пяти должен быть врачом, занимающимся вопросами гигиены труда.
  • В состав организации должна входить лаборатория (имеющая полномочия), в которой можно проводить исследования и анализы на предмет выявления вредных и опасных веществ.

Классифицирование условий труда

Условия работы классифицируют по нескольким категориям:

  • весьма опасные;
  • вредные;
  • вполне допустимые;
  • оптимальные.

На заметку! Если комиссия в полном составе не выявляет каких-либо ОВПФ на рабочих местах, то работодателю выдают специальный документ под названием декларация (сроком на пять лет), в котором имеется заключение о том, что условия труда соответствуют всем государственным нормативам. Если в течение этого периода на производстве не будет зафиксировано никаких несчастных случаев, то продление действия документа произойдет автоматически.

Обязательные этапы проведения СОУТ

Эта процедура полностью регламентирована Приказом Минтруда от 24 января 2014 года за номером 33н (методика проведения специальной оценки условий труда). Очередность мероприятий такова:

  • Сначала необходимо убедиться в наличии ОВПФ или их отсутствии. Третьего не дано.
  • Далее их надо измерить и, конечно же, подвергнуть тщательному исследованию.
  • В зависимости от полученных результатов отнести условия работы к тому или иному классу. Все довольно элементарно.
  • И завершающий этап – документально зафиксировать все полученные результаты и выводы.

Важно! Инспекторы, проводящие СОУТ, должны неукоснительно соблюдать все требования, изложенные в Методике 33н проведения специальной оценки условий труда. Исключением являются исследования условий работы служащих, которые имеют допуск к информации, имеющей гриф «гостайна».

Основные мероприятия

Основные мероприятия должны быть проведены в соответствии с Методикой специальной оценки условий труда 33н. Проводят их в несколько этапов:

  • Руководитель фирмы или организации заключает с компанией-исполнителем договор, в котором оговорены все условия проведения СОУТ.
  • Комиссия в полном составе утверждает план-график процедуры проверки. Также уточняет перечень всех мест, которые будут подвергнуты специальной оценке условий труда (33н методика).
  • Эксперты обходят все рабочие места и начинают работать с каждым отдельным объектом.
  • Сотрудник компании-исполнителя осуществляет подробное описание производственной среды и самого процесса трудовой деятельности касаемо определенного места сотрудника; а также старается выявить источники ОВПФ.
  • Затем начинается процесс установления наличия допустимых совпадений между химическими составляющими и факторами производственной среды; а также непосредственно трудовыми процессами, имеющими отношение именно к месту работника (по факту) и предусмотренными в классификаторе, который регламентирован законодательством.
  • Осуществляет все необходимые мероприятия, связанные с испытаниями и исследованиями, исключительно в рамках проверки на предмет ОВРФ.
  • В соответствии с порядком проведения специальной оценки условий труда работник компании-исполнителя изучает предоставленную работодателем документацию: должностные инструкции; специфику техпроцесса; техническую документацию на то производственное оборудование, которое сотрудник использует в процессе своей работы; характеристики используемого сырья и материалов; проектные документы по строительству и реконструкции объектов на территории предприятия; а также декларации соответствия, результаты ранее проводимых проверок и предложения, поступившие от работников по улучшению условий своего труда.
  • Сравнивает наименования мест работников.
  • В случае полного их совпадения с наименованиями, указанными в специальном документе, а именно, в классификаторе (все в соответствии с порядком проведения специальной оценки условий труда), эксперт идентифицирует их как весьма опасные и довольно вредные.
  • В случае их полного не совпадения указывает в отчете, что на рабочем месте ОВПФ не обнаружены.
  • Условия работы могут быть признаны допустимыми в том случае, если ОВПФ вообще не были идентифицированы.
Читайте также:  Отпускные всегда включают в страховую базу того периода, в котором они начислены - все о налогах

Важно! В этом случае испытания и замеры ОВПФ не проводят. А у директора есть все основания для подачи такого документа, как декларации, который удостоверяет факт того, что условия труда в полной мере соответствуют госнормам.

  • Профессионал-эксперт компании-исполнителя фиксирует все результаты проверки документально и представляет оформленный отчет о проведении специальной оценки условий труда на суд высококвалифицированной комиссии.

Важно! Если кого-то из проверяющих не устраивает отчет о специальной оценке условий труда, то он имеет абсолютное право изложить в письменном виде свою точку зрения по этому вопросу в отдельном документе. Потом его приобщат к отчету. Это мнение в дальнейшем может сыграть важную роль.

  • После того, как в отчет о проведении специальной оценки условий труда добавляют всю информация уточняющего характера, данные вносят в глобальную информационную учетную систему.

Внеплановая СОУТ

Причинами проведения внеплановой СОУТ могут быть:

  • Образование новой компании или предприятия.
  • Ввод в строй дополнительных средств защиты, а также проведение мероприятий с целью снижения уровня вредности.
  • Изменение производственного технологического процесса, а также замена набора оборудования на новое.
  • Использование новых, доселе не используемых на данном производстве, материалов и сырья.
  • Ввод в строй вновь организованных мест для работы.
  • Предписание государственных органов власти (например, Трудинспекции).
  • Возникновение на производстве несчастных случаев.
  • Требование выборного органа, который призван выражать интересы работников (например, профсоюзной ячейки).
  • Выявление у работников профессиональных заболеваний, спровоцированных вредным производством.

Важно! Если возникла одна из вышеперечисленных ситуаций, то спецоценка должна быть осуществлена в течение 6 месяцев (если быть точнее, в течение 180 дней, и ни днем позже).

Что подвергают спецоценке?

Члены комиссии, работающие на территории заказчика и проводящие специальную оценку условий труда, устанавливают и проверяют все рабочие места. Причем аналогичные места работы подвергаются изучению как одно. Это вполне рационально.

То есть если на одном транспортном средстве работают посменно 4 человека, то спецоценке надо подвергнуть всего одно рабочее место, а именно, место водителя. А вот результаты проверки будут распространены на всех 4 работников.

Работа комиссии начинается с того, что сначала определяют количество исследуемых рабочих мест, затем их точные места нахождения, степень освещенности, кондиционирования, вентиляции и так далее и тому подобное (все в соответствии с инструкциями и положениями). Минимальное количество проверяемых рабочих мест – два.

Места работников могут быть признаны аналогичными в том случае, если они отвечают следующим требованиям:

  • имеют одни и те же наименования;
  • обустроены идентичными средствами защиты;
  • находятся в помещениях одного типа;
  • выявлено использование одинаковых инженерных схем и предметов труда.

Насколько эта процедура важна для обеих сторон?

Такая процедура, как СОУТ, важна не только для каждого работника, но и для работодателя в не меньшей степени. Дело в том, что для последнего она важна с точки зрения соблюдения законодательства России.

И как законопослушный гражданин во избежание различных наказаний любой руководитель заинтересован проводить СОУТ в установленные сроки. Тем более что все расходы по проведению проверки берет на себя ФСС России.

На заметку! Компания, в случае фиксации удовлетворительных условий труда, может рассчитывать на определенные послабления, касающиеся взносов в Соцстрах. Работники вредного производства могут претендовать на определенные льготы, например, досрочный выход на вполне заслуженную пенсию.

Кто отвечает за несвоевременное проведение СОУТ?

В соответствии с законодательством, вся ответственность ложится на плечи руководителя, который и отвечает и за все нарушения, в том числе и за несвоевременное проведение СОУТ (или того хуже – не проведение подобной процедуры).

Именно работодатель должен организовать и обеспечить такие мероприятия, как медицинский осмотр на регулярной основе; выдачу индивидуальных защитных средств, спецодежды и дополнительного питания; установление рабочего дня, сокращенного по продолжительности; предоставление определенных льгот и компенсаций; а также дополнительных фондовых отчислений и многое другое.

Если директор уклоняется от проведения подобных мероприятий, то он может быть привлечен к административной или даже к уголовной ответственности (зависит от тяжести причиненного вреда работнику). Поэтому не стоит оттягивать «прекрасный момент» под названием СОУТ. А лучше как можно оперативнее провести это мероприятие и «спать спокойно».

Последние изменения специальной оценки условий труда

ФЗ за номером 136 (от 1 мая 2016 года) о некоторых изменениях в проведении спецоценки:

  • По поводу подачи декларации, подтверждающей факт, что условия труда на производстве в полной мере соответствуют государственным нормам. Раньше, еще совсем недавно, ее можно было оформить только в том случае, если определенные места сотрудников не были идентифицированы на предмет ОВПФ. Теперь же подобный документ может быть оформлен на места, которые были квалифицированы членами комиссии, как вполне допустимые или оптимальные.
  • Эксплуатация новых мест для работы, замена набора оборудования на новое или изменение алгоритма технологического процесса влекут за собой внеплановую проверку, которая должна быть осуществлена в течение года (то есть 12 месяцев); в других случаях это срок остался прежним, а именно, полгода.
  • Увеличен срок переходного периода — вплоть до конца 2020 года.
  • Расширены права работника в плане того, что теперь он имеет право представить своему руководителю объективные предложения по улучшению условий своего труда.
  • Организация, осуществляющая СОУТ, должна быть обеспечена в полном объеме всей необходимой документацией и пояснениями в устной форме об исследуемом рабочем месте.
  • Эксперты, проводящие независимую проверку, должны руководствоваться в своей деятельности едиными методиками.
  • Организация, выполняющая СОУТ (начиная с 2016 года), должна осуществлять передачу полученных и утвержденных результатов СОУТ в ФГИС (расшифровка — Федеральная Государственная информационная система).
  • Если на 1 мая 2016 года условия работы в компании были квалифицированы как оптимальные или допустимые (а ранее они же были зафиксированы как вредные или опасные), то руководитель должен в обязательном порядке представить декларацию соответствия госнормативам в отредактированном виде, указав рабочие места.

Источник: https://BusinessMan.ru/spetsialnaya-otsenka-usloviy-truda-chto-eto-takoe-tsel-spetsialnoy-otsenki-usloviy-truda.html

Специальная оценка условий труда

Главная > расчеты с персоналом > Специальная оценка условий труда

С 1 января 2014 года аттестация рабочих мест заменилась на специальную оценку условий труда. Замена произошла на основании Федерального закона от 28.12.2013 №426-ФЗ. Этот же закон определяет порядок проведения спецоценки условий труда.

Уважаемые читатели! Статья описывает типовые ситуации, но каждый случай уникальный.Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — воспользуйтесь формой онлайн-консультанта в правом нижнем углу сайта или позвоните по прямым телефонам:+7 (499) 653-60-72 доб.445 — Москва — ПОЗВОНИТЬ+7 (812) 426-14-07 доб.394 — Санкт-Петербург — ПОЗВОНИТЬЗадайте вопрос бесплатно здесь — если вы проживаете в другом регионе.Это быстро и бесплатно!

Чем грозит замена процедуры проверки рабочих мест для работодателей? Главное отличие специальной оценки от аттестации заключается в том, что теперь проводить проверку нужно каждому предприятию, имеющему работников.

Исключений из этого правила нет. Имеются рабочие места – нужно их оценить на степень опасности и вредности. Исключение не сделали даже для малых предприятий и ИП.

Если индивидуальный предприниматель имеет работников, то также нужно провести специальную оценку.

Понятие специальной оценки условий труда

Понятие спецоценки раскрывает обозначенный выше закон.

https://www.youtube.com/watch?v=IC7ThmPtDug

Специальная оценка условий труда – это комплекс мероприятий по проверке рабочих мест, направленных на выявление вредных и опасных условий труда.

По факту проведения специальной оценки каждому рабочему месту присваивается класс условий труда, всего их существует 4: оптимальный, допустимый, вредный и опасный. Вредный класс, в свою очередь, делится на 4 подкласса.

В зависимости от степени вредности и опасности рабочего места применяются дополнительные страховые взносы в ПФР. Для оптимального и допустимого класса ставка дополнительного тарифа страхового взноса в Пенсионный фонд составляет 0%. Для вредного и опасного варьируется от 2 до 8%.

Ставки дополнительных тарифов в зависимости от класса условий труда в 2016 году:

  • Оптимальный: класс 1 — ставка дополнительного тарифа 0%;
  • Допустимый: класс 2 — ставка 0%;
  • Вредный: подкласс 3.1 — ставка 2%, подкласс 3.2 – ставка 4%, подкласс 3.3 – ставка 6%, подкласс 3.4 – ставка 7%;
  • Опасный: класс 4 – ставка 8%.

Как проводится спецоценки

Проводиться оценка условий труда должна, по меньшей мере, раз в 5 лет. Если предприятие раньше проводило аттестацию своих рабочих мест в течение последних 5-ти лет, то результаты этой аттестации действительны, и спецоценку нужно проводить через 5 лет после проведения последней аттестации.

Спецоценка может проводиться и чаще, в случаях, обозначенных ст.17 Закона №426-ФЗ. При возникновении одного из этих случая, процедура специальной оценки должна быть проведена в течение 6 месяцев.

Условия, при которых необходима внеплановая спецоценка:

  • При появлении нового рабочего места;
  • При принудительном назначении инспекцией по труду;
  • При смене оборудования, технологического процесса, если при этом изменился уровень вредности и опасности условий труда;
  • При замене используемых материалов и сырье, если опять же это изменит уровень вредных и опасных условий труда;
  • При замене средств индивидуальной или коллективной защиты;
  • При возникновении несчастного случая на предприятии, а также при обнаружении профессиональных заболеваний;
  • Если такой оценки требует профсоюз или другой аналогичный орган.

Порядок проведения спецоценки условий труда требует назначение специальной комиссии, которая будет проводить и контролировать процедуру, по окончании которой составит отчет, подводящий итог.

Состав комиссии должен включать представителей организации, ее руководства, а также представителей сторонних организаций, специализирующихся на проведении специальной оценки условий труда. Перечень таких аккредитованных организаций приведен в специальном реестре.

В итоговом отчете комиссия определеяет степень вредности и опасности для каждого рабочего места и устанавливает класс или подкласс условий труда для каждого рабочего места.

Работники под роспись знакомятся с данным документом.

Рабочие места, в отношении которых не выявлены вредные и опасные условия труда, отражаются в декларации соответствия условий труда требованиям охраны труда. Данная декларация – новая и утверждена Приказом Минтруда РФ №80н от 07.02.2014. В данную декларацию соответствия заносятся сведения о рабочих местах, для которых установлен класс «оптимальный» и «допустимый».

Рабочие места, в отношении которых выявлены вредные и опасные условия труда, то есть в отношении которых установлены либо один из подклассов класса «вредный» или класс «опасный», подлежат отражению в формах РСВ-1 и 4-ФСС.

Необходимость отражения результатов спецоценки в форме расчета страховых взносов на ОПС и ОМС РСВ-1 возникает в связи с тем, что для вредного и опасного класса условий труда устанавливаются дополнительные тарифы страховых взносов по ставкам от 2 до 8%.

Читайте также:  Заполняем поле 104 в платежном поручении (нюансы) - все о налогах

В связи с этим Постановлением Правительства ПФР от 16.01.2014 №2п разработана новая форма РСВ-1, в которой имеется отдельный подраздел 2.4. В этом подразделе и следует отражать данные о рабочих местах, для которых установлен класс «вредный» и «опасный».

Подробное заполнение новой формы РСВ-1 можно найти здесь, в статье предлагаем скачать сам новый бланк РСВ-1 и образец его заполнения за полугодие 2014 года.

В форме расчета страховых взносов на обязательное социальное страхование 4-ФСС также нужно отражать данные спецоценки. Для этого также была разработана новая форма 4-ФСС Приказом Минтруда №94н от 11.02.2014. Скачать ее бланк и образец заполнения за полугодие 2014 года можно здесь.

Для отражения данных специальной оценки предназначена таблица 10 данной формы, ранее в нее вносились данные об аттестации рабочих мест и медицинских осмотрах. Теперь в таблицу 10 вносятся данные о проведенной спецоценке и медицинских осмотрах.

Ответственность и штрафы

Если организация не относится с должной серьезностью к вопросу проведения специальной оценки условий труда своих рабочих мест и не проведет эту процедуру в течение 2014 года, ей может грозить административная ответственность в виде штрафа или же прекращения деятельность на срок до 90 дней.

Штрафы за не проведения спецоценки установлены ст.5.27 КоАП РФ.

В 2014 году штраф для организаций установлен в диапазоне 30 000 – 50 000 руб.; для ИП 1000 – 5000 руб.

В 2015 году суммы штрафов будут значительно увеличены: для организаций – максимальный уровень штрафа составит 200 000 руб., для ИП – 40 000 руб.

Не нашли в статье ответ на Ваш вопрос?Получите инструкции, как решить именно Вашу проблему. Позвоните по телефону прямо сейчас:+7 (499) 653-60-72 доб.445 — Москва — ПОЗВОНИТЬ+7 (812) 426-14-07 доб.394 — Санкт-Петербург — ПОЗВОНИТЬЗадайте вопрос бесплатно здесь — если вы проживаете в другом регионе.Это быстро и бесплатно!

Источник: https://buhland.ru/specialnaya-ocenka-uslovij-truda/

Специальная оценка условий труда (СОУТ) — 426 ФЗ, последние изменения, основание для проведения, методика проведения, штраф

Для успешного предприятия важно организовать процесс деятельности с максимальной эффективностью. Одним из заданий трудового законодательства является обеспечение безопасности и защита здоровья работника. В связи с этим существует ряд гигиенических, санитарных и иных предписаний.

Специальная оценка условий труда (СОУТ) дает ответ, как и в какой мере их применить. Кроме того, она показывает эффективность охраны труда в существующих условиях на предприятии.

Что это такое

Спецоценка – это разработанная специалистами и закрепленная в законодательных актах система мер, в процессе которой осуществляется идентификация и анализ вредности, уровня безопасности в производстве и трудовом процессе.

Результат проведенных мероприятий показывает воздействие среды на персонал и отклонения от установленных нормативов гигиены и безопасности. Это в свою очередь обязывает работодателя предпринять необходимые меры по организации безопасности рабочих мест и режима занятости персонала.

Более конкретно суть процедуры раскрывают ее задачи и то, для чего она делается.

Цели мероприятий такие:

  1. выявляются и идентифицируются опасные для здоровья и жизни факторы;
  2. оценивается уровень охраны труда и его соответствие нормам;
  3. производится наблюдение за небезопасной средой в процессе деятельности предприятия;
  4. создаются обязательные рекомендации для занятых во вредной среде. Анализируется, есть ли необходимость в применении к ним гарантий, компенсаций, соцзащиты;
  5. освобождение работодателей от взносов в ПФ по дополнительным тарифам или наоборот назначение их выплачивать.

Общие положения 426 ФЗ

Основными законодательными актами в рассматриваемой сфере является Трудовой кодекс (ст. 212) и ФЗ №426 «О специальной оценке» (далее по тексту будем ссылаться на этот закон).

Закон охватывает полностью всю процедуру, а именно:

  1. права, обязанности участников;
  2. порядок, процесс, подготовку к мероприятию;
  3. применение результатов;
  4. выявление опасных факторов, предписания по их удалению или снижению вредного действия;
  5. классификация условий;
  6. кто имеет право проводить и полномочия;
  7. ответственность и рассмотрение разногласий.

Последние изменения

За последних несколько лет в закон внесены такие изменения:

Кого касаются Суть
Расширены права работников Владелец фирмы обязан информировать проводящих процедуру о предложениях самих сотрудников по анализу среды, интенсивности вредности и по подобным вопросам. Кроме того, согласно п.2 ч.1 ст.6 они сами могут обращаться к представителям комиссии без согласия или разрешения кого-либо.
Повышены обязанности работодателя В течении 3-х дней после согласования отчета о проведенной процедуре он должен сообщить об этом компании которая его разработала (ст. 15 п. 5.1).
Полномочия организаций осуществляющих оценку Методы осуществления больше не требуют какого-либо согласования и проверки в госорганах, что существенно повысило их эффективность (п.3 ч.2 ст.6). Уточнены и регламентированы полномочия экспертов (ст. 8).
Мероприятия Изменение ситуаций, когда не требуется: из списка исключены граждане имеющие право на досрочную пенсию (п.1 ч.6 ст. 10).

Новый порядок формирования декларации (в ч.1 ст.11).

Теперь согласование при уменьшении класса опасности больше, чем на 1/3 относится к федеральному уровню (ч.7 ст.14).

Средства защиты должны быть сертифицированы обязательно (ч.5 п.1 ст.15).

Внеочередная специальная оценка условий труда после модификации оборудования, технологического процесса теперь осуществляется на протяжении 12 мес. В прочих случаях, как и прежде, – 6 мес. При реорганизации фирмы, изменения названия рабочего места – проводить необязательно.

Если проверка осуществляется по предписанию госорганов, то персоналу гарантируется неприкасаемость их гарантий и компенсаций в ее процессе.

Основание для проведения специальной оценке условий труда

СОУТ обязаны осуществлять все работодатели, что предписано указанными выше законодательными актами. Их нормы и являются основаниями для нее.

Если рассматривать вопрос глубже, то основаниями выступает необходимость приведения существующей на предприятии обстановки в соответствие нормативам охраны и безопасности.

Но при этом есть исключения. Процедуру не применяют для надомников, занятых дистанционно и для тех, кто работает на физлица без статуса индивидуального предпринимателя (п.3 ст. 3). ИП с наемными работниками обязаны ее проводить.

Видео: Суть вопроса

Методика проведения

Есть специально разработанная Методика №33н утвержденная Приказом Минтруда.

Согласно ей мероприятие проходит по следующим пунктам:

  1. идентифицируется опасность и вредность производства. Определяется, нужны ли дополнительные меры в виде испытаний (исследований);
  2. проводятся исследования, в том числе и с помощью испытаний или измерений;
  3. определяется отношение условий на основании предыдущих двух пунктов к специальным классам или подклассам;
  4. документальное оформление результатов (отчет).

График проведения

Работодателем перед проверкой создается комиссия по СОУТ из числа участников своего предприятия, специалистов по охране труда, членов профсоюза (ст. 9). Она имеет только организаторские и наблюдательные функции. Основную работу выполняет специализированная организация.

Он включает такие этапы:

  1. подготовка всех данных о рабочих местах, их характеристика;
  2. идентификация уровня, которым обладает вредный фактор;
  3. перечень планируемых исследований, решить какие можно осуществить, а какие нет в связи с возможными угрозами здоровью работников;
  4. подготовка декларации соответствия условий законодательным нормативам и подача ее в ГИТ;
  5. испытания;
  6. принять решение о применении производственного контроля за рабочей средой на предприятии;
  7. составление отчета, ознакомление с ним служащих под роспись.

Порядок проведения

Проверка осуществляется согласно уже указанной нами выше Методике. Этот документ содержит описание всех этапов и способов ее осуществления.

Сроки проведения

На предприятии из 25 офисных мест примерно каждый этап согласно графику занимает такие сроки:

Этап Срок, дни
создание комиссии и утверждение списка рабочих мест 1
Заключения договора с организацией по оценке с учетом согласования цены и прочих нюансов 5
Работа организации по исходной информации, сопоставление с нормативами, классификация 15
выезд на предприятие, идентификация вредности, исследования, замеры 1 – 3
Протоколы и отчет 15
Согласование отчета с предприятием и передача его в специальный реестр — систему учета результатов СОУТ (ранее сдавали в госинспекцию) 10 (срок установлен в законодательстве)

Периодичность проведения

Законодательство обязывает проводить СОУТ не реже чем 1 раз на 5 лет, если в нормативных актах не предусмотрено иное. Этот срок отсчитывают с даты подписания отчета по предыдущей проверке.

Те субъекты, которые не проводили СОУТ и имели на это все законные основания (действующую аттестацию мест) должны до 31.12.2018-го провести ее, даже если предыдущая аттестация действительная.

Рабочие места, получившие положительное заключение по результатам предыдущей проверки, подлежат только декларированию. То есть, в отношении их нужно только подтвердить соответствие госнормам в области охраны труда.

Решение о декларировании принимается экспертом по спецоценке, основываясь на анализе, осуществленном в процессе идентификации факторов. Работодатель оформляет декларацию по специальной форме и передает ее в ГИТ. Срок ее действия – 5 лет, который продлевается автоматически, если нет несчастных случаев.

Внеплановая процедура проводится на протяжении 6 мес. со дня наступления таких обстоятельств (п. 1 ст. 17):

  1. ввод новых мест;
  2. по требованию профсоюзов или ГИТ после несчастных случаев;
  3. по требованиям государственной экспертизы качества СОУТ;
  4. при приведении производства в соответствие с нормативами или по их улучшению;
  5. при замене оборудования, изменений в технологических процессах, в средствах защиты.

Применение результатов

По результатам экспертизы принимают решения по следующим пунктам:

  1. разработка, реализация улучшений, обоснование их финансирования;
  2. информирование персонала об опасностях и особенностях их деятельности;
  3. установление гарантий и компенсаций;
  4. обеспечения средствами защиты;
  5. медосмотры;
  6. контроль уровня опасности, статистические отчетности;
  7. дополнительные тарифы взносов, расчет скидок и надбавок по страхованию от несчастных случаев;
  8. расследование несчастных случаев, рассмотрение и урегулирование вопросов связанных с ними и безопасностью;
  9. внедрение мер санитарно-бытового и медицинского обслуживания;
  10. ограничения для определенных категорий;
  11. анализ профрисков.

Штраф за непроведение

Документация по СОУТ подлежит хранению по правилам строгой отчетности в течение 45 лет. Контроль за процедурой и ее качеством возложен на Гостинспекцию и Госэкспертизу. Ответственность полностью возложена на руководителя предприятия.

Санкции налагаются в таких размерах:

Субъект Размер штрафа
Организации 60 – 200 тыс. руб. или запрет на 90 суток
ИП 5 – 40 тыс. руб. или запрет на 90 суток
Должностные лица 5 – 40 тыс. руб. или отстранение на 1 – 3 года

Комплекс мер в процессе оценки проводят специализированные организации, допущенные согласно законодательству к этой деятельности. Их список утверждается министерством труда и есть на сайте этого ведомства. После выбора организации работодателем подается заявка и заключается договор на предоставление соответствующих услуг.

Источник: https://101zakon.ru/pensii/specialnaja-ocenka-uslovij-truda-sout/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
Для любых предложений по сайту: [email protected]