1.5 Способы налогового планирования
Налоговое планирование предполагает проведение налогоплательщиком определенных мероприятий организационного характера с целью минимизации налоговых платежей. Рассмотрим имеющиеся у налогоплательщиков возможности для уменьшения налоговых платежей.
Выделяют два основных типа налогового планирования:
1) уменьшение суммы налога;
2) отсрочка уплаты суммы налога.
Предположим, что налогоплательщик должен уплатить в бюджет 1 тыс. руб. Благодаря мероприятиям налогового планирования сумма налога может быть уплачена в бюджет через один год.
Чтобы определить экономию, следует исчислить сумму процентов, которые пришлось бы уплатить банку, если бы налогоплательщик взял кредит в сумме 1 тыс. руб. на уплату налога и вернул этот кредит через год (срок отсрочки). Для исчисления выгоды нужно принимать рыночную ставку процентов.
Для упрощения можно принимать ставку рефинансирования. Так, если ставка рефинансирования составляет 11 % годовых, то экономия от отсрочки уплаты налога равна 110 руб.
Выделяют несколько способов налогового планирования:
1) использование пробелов законодательства;
2) выявление ошибок, допущенных налогоплательщиком;
3) применение налоговых льгот;
4) выбор формы деятельности;
5) правильное формирование учетной политики организации;
1) применение оффшоров;
2) применение льготных предприятий;
3) правильную организацию сделок;
4) лоббирование действующего налогового законодательства;
5) прогнозирование изменений налогового законодательства.
Использование пробелов законодательства
Этот способ наиболее рискован и краткосрочен. Пробелы в законодательстве неизбежны, особенно в условиях постоянных изменений законодательства. В то же время государство стремится ликвидировать их. Поэтому на долгосрочной основе следует отказаться от налогового планирования этим способом.
Способ выявления ошибок, допущенных налогоплательщиком
Как показывает практика, налогоплательщики переплачивают налоги, штрафы и пени в результате ошибок. Поэтому один из способов – выявление ошибок, допущенных налогоплательщиком, когда обнаруживается переплата налога либо его недоплата. Самостоятельно выявленные и должным образом исправленные ошибки, связанные с недоплатой налога, исключают применение штрафа к налогоплательщику.
Например, налогоплательщик реализовывал товар на экспорт, но не принял к вычету налог на добавленную стоимость (НДС) по подтвержденному экспорту. Выявление этой ошибки может принести существенную налоговую экономию.
Система выявления ошибок, как правило, состоит из следующих элементов:
· создание эффективной системы внутреннего контроля;
· внутренний аудит;
· внешний аудит;
· разработка и внедрение внутрифирменных стандартов бухгалтерского учета и налогообложения.
Применение налоговых льгот
Этот способ не всегда применяется налогоплательщиками в полном объеме. Законодательство устанавливает большое количество льгот по налогам, но далеко не все субъекты предпринимательской деятельности применяют все льготы.
Следует обратить внимание на то, что ряд льгот устанавливается не Налоговым кодексом РФ, а законами субъектов РФ и актами органов местного самоуправления. Такие льготы распространяются на налогоплательщиков, осуществляющих деятельность на соответствующей территории.
Довольно часто экспортеры не применяют в полной мере льготу по НДС. Это связано с тем, что, для того чтобы получить льготу по экспорту (ст. 164, 165 НК РФ), необходимо представить подтверждающие документы налоговым органам, которые должны принять решение о подтверждении экспорта.
Выбор формы деятельности
Деятельность субъектов хозяйствования может осуществляться в различных формах. Так, физическое лицо может осуществлять деятельность как индивидуальный предприниматель или зарегистрироваться как юридическое лицо.
В случае необходимости ведения деятельности за пределами места регистрации организация может открыть филиал или учредить дочернюю фирму. Для объединения своих усилий налогоплательщики могут создать новое юридическое лицо или действовать совместно по договору простого товарищества.
Каждый из альтернативных вариантов имеет свои особенности налогообложения. Поэтому налоговый анализ этих особенностей является предметом налоговой оптимизации.
Применять этот способ наиболее целесообразно перед тем, как начинать ту или иную деятельность. Однако он может быть применен и для изменения формы уже осуществляемой деятельности.
Пример 1
Акционерное общество оказывает образовательные услуги. По НДС установлена льгота для услуг в сфере образования, но она предоставляется только некоммерческим образовательным организациям (подпукнкт 14 пункта 2 статьи 149 НК РФ). Соответственно, если акционерному обществу преобразоваться в некоммерческую организацию, то льгота по НДС может быть применена.
Правильное формирование учетной политики организации
Законодательство во многих случаях предоставляет право налогоплательщику выбирать способы бухгалтерского и налогового учета. От этого зависят порядок и сумма уплачиваемых налогов. Поэтому правильное формирование учетной политики очень важно для целей налогообложения.
Применение оффшоров
Суть способа в том, что прибыль выводится в фирмы, зарегистрированные в зонах с льготным налогообложением.
Соответственно прибыль облагается налогом по пониженным ставкам. Оффшорные зоны часто помимо налоговых льгот предоставляют и другие преимущества, например упрощенный контроль за деятельностью налогоплательщика со стороны налоговых органов.
Применение льготных предприятий
Законодательством для некоторых категорий налогоплательщиков предоставляются льготные условия налогообложения (например, упрощенная система налогообложения).
Правильная организация сделок
В некоторых случаях правильная организация сделок позволяет уменьшить налоговое бремя организации. Например, в книге /9/ выделяется два метода – метод разделения отношений и метод замены отношений.
Метод разделения отношений предусматривает выделение из одного отношения двух. Например, договор предусматривает строительство объекта и поставку оборудования. Этот договор можно разделить на два отдельных договора: один – на строительство объекта, другой – на поставку оборудования.
Метод замены отношений предусматривает замену отношений между сторонами сделки. Например, договор купли-продажи заменяется на посреднический договор или наоборот.
Пример 2
Налогоплательщик реализует молокопродукты по договору комиссии как посредник (комиссионер).
В этом случае вознаграждение посредника облагается НДС по ставке 18 % (ст. 156 НК РФ). Если же налогоплательщик будет реализовывать товар по договору купли-продажи (как продавец), то стоимость реализуемых молокопродуктов будет облагаться НДС по ставке 10 % (п. 2 ст. 164 НКРФ).
Лоббирование действующего налогового законодательства
Способ лоббирования заключается в том, что налогоплательщик в своих интересах может влиять на нормативные акты и законодательство. В результате, формируется налоговый режим, более выгодный налогоплательщику.
Например, налогоплательщик, осуществляющий крупные инвестиционные затраты, может добиться внесения льгот для предприятий, осуществляющих инвестиции.
Применение этого способа возможно только крупным компаниям, имеющим политический вес.
Разновидностью способа лоббирования является получение разъяснений от налоговых органов по вопросу, имеющему большое значение для налогоплательщика. Предположим, налогоплательщик считает, что при реализации товара ему положена льгота. В то же время по этому вопросу имеются большие сомнения из-за неясности законодательства.
Если налогоплательщик получит разъяснение налогового органа в свою пользу, то он будет застрахован от применения санкций в будущем.
При наличии такого разъяснения сумма налога и пени может быть взыскана в будущем, но штрафы не взимаются.
Прогнозирование изменений налогового законодательства
Этот метод налогового планирования не всегда позволяет непосредственно получить выгоду на налогах, в то же время его значение не следует занижать. Например, начиная с 1 января 2003 г.
планировалось увеличить ставку НДС с 10 до 18 % для периодических печатных изданий и книжной продукции, связанной с образованием, наукой и культурой. Налогоплательщики с рентабельностью, близкой к нулевой, могли принять решение о закрытии бизнеса в связи с увеличением налогового бремени.
Однако можно было предвидеть, что льгота в виде 10 %-й ставки НДС будет продлена. Действительно, ставка 10 % была продлена до 1 января 2005 г.
Предвидение изменений в законодательстве не может быть гарантированным, однако правильно организованная работа может позволить предвидеть изменения в законодательстве с большой долей вероятности.
Как правило, все существенные изменения в налоговом законодательстве сначала обсуждаются в прессе, затем проект документа поступает в соответствующий орган для рассмотрения.
Если это федеральный закон, то он проходит три чтения в Государственной Думе, утверждение Советом Федерации и подписание Президентом РФ. Правительство, как правило, формирует долгосрочные программы, в которых можно найти информацию и о планируемых налоговых изменениях.
Анализируя эту информацию, налогоплательщик может с большой долей вероятности прогнозировать изменения в законодательстве и планировать свою налоговую политику.
Пример 3
В середине 2003 г. было установлено, что ставка НДС будет снижена с 20 до 18 %. Снижение произойдет с 1 января 2004 г. Соответственно, если в конце года организация планирует реализовать крупную партию товара, то имеет смысл реализовать ее в начале 2004 г., сэкономив на НДС.
Если принят нормативный акт, который со следующего года вводит льготу для осуществляемых налогоплательщиком видов деятельности, то можно применять подход, указанный в примере 3 – максимально перенести операции на следующий год. Если, наоборот, льготы будут отменены, то следует произвести операции на максимальную сумму в текущем году.
Прогнозирование изменений налогового законодательства важно и для финансового планирования. Как было указано, налоги составляют существенную долю расходов налогоплательщика.
Соответственно, если в следующем году в законодательство вводятся благоприятные изменения, то у налогоплательщика будет больше ресурсов для других целей (развития производства, капитальных вложений). Важно правильно оценить будущую экономию.
Если же налоговый режим будет ужесточен, то в финансовом планировании следует учитывать уменьшение ресурсов на другие цели.
Источник: https://libraryno.ru/1-5-sposoby-nalogovogo-planirovaniya-nalplanir/
Цели, задачи и формы налогового планирования на предприятии: как оптимизировать налоги
Руководитель любой организации старается отладить производство, совершенствовать его работу, правильно стимулировать персонал. Не только внутренние процессы организации подлежат оптимизации.
В России, как в развивающейся стране, на многих предприятиях внедряется налоговое планирование и этому процессу уделяется определенное количество времени и сил, так как его положительный результат может сократить дополнительные издержки на выплату налогов в бюджет государства.
Понятие налогового планирования
Каждая фирма, основанная на принципе законности, обязана как юридическое лицо отчислять пенсионные и налоговые выплаты из собственного бюджета. Если пренебрегать этим аспектом, то организацию может постичь административная ответственность.
Такой процесс как налоговое планирование дает возможность уменьшить размер налоговых выплат. Данное явление влечет за собой существенную экономию на выплате налогов, которая происходит законным способом. В смысл такой деятельности входит использование максимально возможных преимуществ и льгот, установленных государством.
Для того чтобы правильно планировать и прогнозировать выплату налогов, необходимо знать основы налоговой, инвестиционной и бюджетной политики, видеть недостаточно точно определенные или неоднозначно истолкованные нормы права, чтобы пользоваться ими, используя в своих интересах.
Цели и задачи, формы
У налогового планирования, как и у каждого организационного процесса, существуют свои цели:
- снизить потери денежных средств, которые могут уйти на уплату налогов, сборов, государственных пошлин и других выплат (сэкономленные суммы можно вложить в более приоритетные для организации статьи расходов, чтобы повысить качество выпуска продукции или оказания услуг);
- оптимизировать налоговые платежи;
- повысить объем оборотных средств организации;
- получить реальную возможность фирмы стремительно развиваться и быть лидером на рынке производства.
Задачами планирования потока налогов являются:
- минимизация налогообложения за счет эффективности составленных и спрогнозированных схем по платежам в бюджет государства;
- повышение целесообразности принимаемых руководителем решений, неправильная формулировка которых, может дать отрицательный результат налогового планирования.
Формами, позволяющими сократить расходы по налогам, могут быть:
- сбор информации о тенденциях системы налогообложения, постоянное отслеживание существенных изменений в законодательстве, их фиксация и использование;
- точное следование пунктам этапов процесса планирования, контроль правильного соблюдения обязательств, связанных с выплатой налогов;
- сочетание решений, принимаемых аппаратом управления организации с нормами действующего законодательства;
- в случае роста нагрузки по налоговым платежам – отладка оптимизационного процесса путем выполнения запланированных мероприятий.
Цели, задачи и формы налогового планирования склонны менять свои направления, зависят от изменений в законодательстве, формируются непосредственно при изучении всех аспектов уплаты налогов конкретной организацией.
Кто этим занимается
Ведение функционалом регулирования налоговых выплат в разных организациях координируется по-разному. В больших фирмах может существовать целый отдел, занимающийся налоговым планированием, а его начальник выполняет следующие функции:
- ведет контроль качественного планирования уплаты налогов организацией;
- выявляет резервы учреждения, за счет которых можно оптимизировать процесс налогообложения;
- рассматривает возможность поиска ресурсов в целях наиболее качественного планирования;
- участвует в разработке планов, благодаря которым, фирма будет успешно адаптироваться к изменениям, происходящим в законодательстве, на рынке труда и производства;
- рассматривает и предлагает руководству перспективы, при которых происходит поэтапное изучение стратегий отечественных и зарубежных предприятий, где на высоком уровне действует налоговое планирование;
- дает рекомендации специалистам для того, чтобы избежать ошибок и просчетов при разработке стратегий;
В таком отделе обязательно должен присутствовать бухгалтер, экономист по налоговому планированию, финансовой работе, бухгалтер-ревизор, юрист.
Если организация по численности небольшая, то все функции по планированию налоговой деятельности может осуществлять один или два специалиста, но их компетенция и уровень образования должен соответствовать заявленным требованиям.
Принципы построения
Для того чтобы правильно применить методы налогового планирования, необходимо придерживаться принципов, которые помогут выполнять данную работу в соответствии с нормами законодательства. Такими принципами являются:
- законность – благодаря чему, налогоплательщик не нарушает норм законодательства, не рискует понести ответственность за неуплату налоговых платежей;
- своевременность – в условиях изменения законодательства в части налоговых сборов, планы и стратегии действия организации должны оперативно пересматриваться и редактироваться в соответствии с новыми нормами;
- оптимальность – методы, используемые юридическим лицом должны снижать налоговую нагрузку, но без ущерба для других отраслей деятельности фирмы. Специалистами просчитываются все перспективы экономии на налоговых платежах, из них подлежит выбору максимально адаптированная и подходящая для конкретного учреждения;
- обоснованность – налоговый специалист всегда имеет аргументы и готов для объяснения политики организации в части уплаты налогов перед налоговыми агентами;
- комплексность — изучению и анализу подлежат не только нормы налогового кодекса, но и аспекты всего законодательства, прямо или косвенно касающегося планирования налогов;
- профессионализм – деятельность по налоговому планированию могут осуществлять только квалифицированные специалисты, имеющие опыт работы в данной сфере, а также соответствующее образование;
- конфиденциальность – работники налогового отдела не имеют права распространяться за пределами фирмы о методиках планирования уплаты налогов, которые применяются в ней.
Благодаря этим принципам, работа над стратегией по оптимизации налогообложения должна выстраиваться грамотно, перспективно и обоснованно.
Методы налогового планирования и прогнозирования
С помощью специально разработанных методик, юридические лица формируют план и стратегию по снижению налоговой нагрузки на учреждения, такими методами можно считать:
- построение учетной политики – утверждается отдельно на каждый год работы, заключается в анализе и переоценке основных и оборотных средств, в результате чего, получается существенная экономия на налоге на прибыль и имущество;
- расчетно-аналитический метод — процесс планирования основывается на анализе показателей за предыдущие годы, с его помощью можно сформировать планы на текущий год по объему выполняемых работ (оказывает влияние на уплату НДС, налога на прибыль), состава работников (играет роль при уплате НДФЛ), объема использования активов (участвует в планировании уплаты налогов на имущество, землю);
- метод балансов – применяется при построении бухгалтерской модели в ситуации с определением планов по ведению финансовой и хозяйственной деятельности. Специалистами рассчитываются возможности извлечения прибыли на основе балансовых показателей;
- нормативный способ – суммы уплаты налоговых платежей и сборов прогнозируются с помощью действующих норм законодательства, ставок и льготных систем;
- оптимизационный метод – разрабатывается несколько прогнозов, из них выбирается один, более подходящий для реализации;
- создание налогового поля – формирование таблицы, где прописываются особенности фирмы, список налогов, которые подлежат уплате, система налогообложения, льготные условия и сроки в соответствии с которыми необходимо осуществить платежи. На её основе создается налоговая база, подлежит расчету каждый платеж.
Данные методы позволяют активно и качественно вести налоговое планирование, прогнозировать риски и рассчитывать возможности.
Основные этапы
Налоговое планирование можно разделить на несколько этапов, в соответствии с которыми определяется общий механизм данного процесса.
Они являются основополагающими, поддаются редакции, так как составление прогноза — это не только обращение к нормам законодательства, но и умение проявить логику и аналитику.
К основным этапам относятся:
- сформулировать цели и задачи, которые преследует организация;
- сформировать налоговое поле (то есть провести мониторинг всех норм законодательства, касающихся налогообложения, аккумулировать льготы для каждого налога);
- проанализировать все сделки, которые происходили за определенный период времени, чтобы оценить характер финансовых и хозяйственных ситуаций;
- проанализировать всевозможные риски, связанные с тем или иным методом планирования, рациональным использованием прибыли и расходов;
- использовать в работе налоговый менеджмент и различные методы и подходы к минимизации расходов на налоговые платежи.
Налоговое планирование на предприятии – сложный и поэтапный процесс, он формируется из применения аналитических способностей, знаний нормативно-правовых актов, умения аргументировать позицию предприятия, правильного планирования и прогнозирования затрат на уплату налогов и связи с этим перспектив организации к осуществлению прибыльной деятельности.
Предлагаем посмотреть интересное видео по теме статьи о том, как грамотно строить схемы оптимизации налогов.
Источник: https://ZnayDelo.ru/biznes/nalogi/planirovanie-na-predpriyatii.html
Методы налогового планирования
Налоговое планирование позволяет заметно снизить показатели и объем расходов на содержание предприятия посредством разработанной программы оптимизации налогообложения.
В целом налоговое планирование способствует решению таких задач, как оптимизация налогообложения, снижение налоговых выплат, контроль за расходами и многие другие. Налоговое планирование является важной и неотъемлемой частью системы финансового управления в организации.
Это обусловлено тем, что с налогообложением связаны все сферы производственной, финансовой, хозяйственной деятельности предприятия.
На этапе стратегического планирования формируется налоговое поле организации, на основании которого составляются в дальнейшем и среднесрочные, и текущие планы налоговых платежей, налоговые календари и прочие элементы налогового планирования.
Предметом налогового планирования являются экономические процессы, которые будут протекать в организации в плановом периоде. Эти процессы могут относиться к различным сферам деятельности организации. Основным документом долгосрочного налогового планирования является налоговый бюджет.
Налоговый бюджет является составной частью финансового бюджета организации, состоящего из прогнозного отчета о прибылях и убытках, прогнозного бухгалтерского баланса и бюджета движения денежных средств. Показатели налогового бюджета — суммы планируемых к начислению налогов и страховых взносов — отражаются в производственном бюджете и прогнозном отчете о прибылях и убытках.
Планирование налогового бюджета осуществляется не менее чем за месяц до начала следующего года.
Налоговый бюджет планируется на основании принятой налоговой политики, амортизационной политики, данных бухгалтерского учета и расчетов налогооблагаемых баз в следующие сроки:
для годового планирования — до 1 декабря года, предшествующего планируемому году;
для квартального планирования — до 1 числа третьего месяца предшествующего квартала;
для месячного планирования — до 20 числа предшествующего месяца.
Внешние и внутренние виды планирования.
Д.В. Попков выделяет подход к планированию на основе внешнего и внутреннего планирования.
Внешнее планирование.
Может проводиться несколькими методами: замены налогового субъекта, замены вида деятельности, замены налоговой юрисдикции.
Метод замены налогового субъекта основывается на использовании в целях налоговой оптимизации такой организационно-правовой формы ведения бизнеса, в отношении которой действует более благоприятный режим налогообложения. Так, например, включение в бизнес-схему «инвалидных» компаний, имеющих льготы как общества инвалидов или имеющих долю инвалидов в штате более определенного уровня, позволяет экономить на прямых налогах.
Метод изменения вида деятельности налогового субъекта предполагает переход на осуществление таких видов деятельности, которые облагаются налогом в меньшей степени по сравнению с теми, которые осуществлялись.
Примером использования этого метода может служить превращение торговой организации в торгового агента или комиссионера, работающего по чужому поручению с чужим товаром за определенное вознаграждение, или использование договора товарного кредита — из соображений более легкого учета и меньшего налогообложения.
Метод замены налоговой юрисдикции заключается в регистрации организации на территории, предоставляющей при определенных условиях льготное налогообложение. Выбор места регистрации (территории и юрисдикции) важен при условии неоднородности территории.
Когда каждый регион страны наделен полномочиями по формированию местного законодательства и на этом поле субъекты обладают некоторой свободой, каждая территория использует эту свободу по-своему. Отсюда различия в размере налоговых отчислений.
Разработка стратегии развития компании подразумевает возможную организацию аффилиационных структур во внешних зонах с минимальным налоговым бременем (офшор).
Внутреннее планирование.
Налоговое законодательство предоставляет налогоплательщику достаточно много возможностей для снижения размера налоговых платежей путем внутреннего планирования, в связи с чем можно выделить общие и специальные методы.
Среди общих методов выделяют: выбор учетной политики, разработку контрактных схем, использование оборотных средств, льгот и прочих налоговых освобождений.
Среди специальных: метод замены отношений, метод разделения отклонений, метод отсрочки налогового платежа и метод прямого сокращения объекта налогообложения.
Общие методы внутреннего планирования.
Выбор учетной политики организации, разрабатываемой и принимаемой один раз в финансовый год, — важнейшая часть внутреннего налогового планирования. Этот документ подтверждает обоснованность и законность того или иного толкования нормативных правовых актов и действий в отношении ведения бухгалтерского учета.
Одним из тривиальных и часто используемых методов налоговой оптимизации является снижение налогооблагаемой прибыли за счет применения ускоренной амортизации и (или) переоценки основных средств.
Так, если возможности для ускоренной амортизации в России невелики, то переоценка основных средств представляет собой достаточно эффективный способ экономии на налоге на прибыль и налоге на имущество.
Контрактная схема позволяет оптимизировать налоговый режим при осуществлении конкретной сделки.
Речь идет, во-первых, об использовании налогоплательщиком в контрактах четких и ясных формулировок, а не принятых типовых; во-вторых, — об использовании нескольких договоров, обеспечивающих одну сделку.
Все это помогает выбрать оптимальный налоговый режим осуществления конкретной сделки с учетом графика поступления и расходования финансовых и товарных потоков.
Льготы — одна из важнейших деталей внутреннего и внешнего налогового планирования.
Теоретически льготы — один из способов для государства стимулировать те направления деятельности и сферы экономики, которые необходимы государству в меру их социальной значимости или из-за невозможности государственного финансирования.
Практически же большинство льгот достаточно жестко лимитируют сегмент их использования. Льготы и их применение в значительной степени зависят от местного законодательства. Как правило, значительную часть льгот предоставляют местные законы.
Налоговое законодательство предусматривает различные льготы:
освобождение от уплаты налогов отдельных лиц или категорий плательщиков;
понижение налоговых ставок;
целевые налоговые льготы, включая налоговые кредиты (отсрочки взимания налогов);
прочие налоговые льготы.
Специальные методы налоговой оптимизации.
Специальные методы налоговой оптимизации имеют более узкую сферу применения, чем общие, однако также могут применяться на всех предприятиях.
1. Метод замены отношений основывается на многовариантности путей решения хозяйственных проблем в рамках существующего законодательства. Субъект вправе предпочесть любой из вариантов, допустимых как с точки зрения экономической эффективности операции, так и с точки зрения оптимизации налогообложения.
2. Метод разделения отклонений базируется на методе замены. В данном случае заменяется не вся хозяйственная операция, а только ее часть либо хозяйственная операция заменяется на несколько операций. Метод применяется, как правило, когда полная замена не позволяет достичь ожидаемого результата.
3. Метод отсрочки налогового платежа основан на возможности переносить момент возникновения объекта налогообложения на последующий календарный период.
В соответствии с действующим законодательством срок уплаты большинства налогов тесно связан с моментом возникновения объекта налогообложения и календарным периодом.
Используя элементы метода замены и метода разделения, можно перенести срок уплаты налога или его части на последующий период, что позволит существенно сэкономить оборотные средства.
4.
Метод прямого сокращения объекта налогообложения имеет целью снижение размера объекта, подлежащего налогообложению, или замену этого объекта иным, облагаемым более низким налогом или не облагаемым налогом вовсе. Объектом могут быть как хозяйственные операции, так и облагаемое налогами имущество, причем сокращение не должно оказать негативного влияния на хозяйственную деятельность предпринимателя.
Расчетно-аналитический метод.
Расчетно-аналитический метод применяется при отсутствии нормативов в случае анализа достигнутых значений конкретных финансовых показателей.
Данный метод предполагает расчет показателей на основе известных величин за прошедшие периоды, индексов их изменения и экспертных оценок развития.
Метод используется при расчете и анализе налогооблагаемых баз и их составляющих, а также при планировании налогов за прошлые периоды. Для применения метода могут быть использованы данные налоговых деклараций с разбивкой по видам налогов.
Данные, полученные в соответствии с расчетно-аналитическим методом, могут быть скорректированы по следующими причинам:
планируемое увеличение/уменьшение объемов работ, услуг, выполняемых компанией (налог на прибыль);
увеличение/уменьшение среднесписочной численности работников (НДФЛ, страховые взносы в Пенсионный фонд);
изменение законодательства (изменение размера взносов в Пенсионный фонд);
наличие штрафов, пени;
иные причины.
С применением этого метода могут подвергаться сравнению квартальные, месячные и годовые показатели.
Неопределенность внешней среды и наличие непредусмотренных факторов вынуждают постоянно корректировать ожидания фирмы относительно внешних условий и уточнять планы. Подобное планирование будет более точным, если его осуществлять ежеквартально и сравнивать показатели за несколько лет:
Кобщ. = К2005 + К2006 + … + К2009 / п (количество лет)
Возможно также скорректировать полученные результаты, исходя из следующих показателей:
коэффициент инфляции;
коэффициент изменения средней заработной платы по региону;
коэффициент изменения объема реализации, обусловленного планами по расширению или закрытию производства;
коэффициент изменения численности работников, рассчитываемый исходя из данных статистической отчетности.
Итоговый расчет налога:
Налоговая база x Ставку налога x Кбщ. x Кскор. = Сумма налога
Пример.
10000000 — налоговая база по налогу на прибыль (20000000 (доход) — 10000000 (расход) = 10000000 налоговая база);
Ставка налога 20%;
Кобщ. = 1,14;
Кскор. = 2 года.
Итого:
10000000 x 0,2 x 1,14 x 2 = 4560000 (сумма налога за 2 года).
При этом мы фактически осуществляем грубый расчет налога, не корректируя значения с учетом сложного процента, ставки дисконтирования и иных показателей.
Пример
Наименова- ние налога (по данным формы расшифровки кратко- срочных оборотных активов / формы 1 Бух.баланса) |
Источник: https://www.pnalog.ru/material/motody-nalogovogo-planirovaniya
Налоговое планирование: сущность, принципы и методы
Одна из важнейших составляющих работы по управлению финансами организации — налоговое планирование. Это комплекс действий, направленных на оптимизацию расходов по уплате налогов, сборов, всех обязательных платежей.
Кроме того, планирование призвано снизить возможные риски в сфере налогообложения, а также исключить ошибки, ведущие к росту затрат. Наконец, с помощью грамотного управления налогами организация создает себе репутацию надежного, законопослушного и эффективного игрока.
Это позитивно отражается на взаимоотношениях как с контролирующими органами (в первую очередь, с ФНС), так и с контрагентами.
Для правильного налогового планирования требуется комплексный подход, включающий предварительный анализ ситуации, подготовку концепции, определение алгоритма действий и последовательную реализацию принятых решений. Законом предусматривается целый ряд методов, способов, мер, которые позволяют оптимизировать схему налогообложения и повысить доходность, снять риски, добиться больших успехов в деле развития предприятия.
Значение и сущность
Под налоговым планированием (прогнозированием) понимают систему законных действий, направленных на сокращение выплачиваемых налогов и повышение финансовых результатов компании. Это достигается за счет экономии, грамотного использования действующего законодательства, а также благодаря исключению ошибок во взаимоотношениях с контролирующими органами (отсутствию внеочередных проверок).
Снижение нагрузки на организацию за счет профессионального подхода к налогообложению ведет к повышению ее конкурентоспособности на рынке, к улучшению имиджа и привлечению новых акционеров. Грамотное прогнозирование обеспечивает положительную динамику выручки, рост прибыли предприятия. Таким образом, значение налогового планирования невозможно переоценить.
Ключевые цели прогнозирования
Главные цели планирования:
- законное применение предусмотренных в Налоговом кодексе льгот и освобождений;
- формирование эффективной учетной политики;
- обеспечение полной и своевременной уплаты налогов;
- исключений рисков во взаимоотношениях с контролирующими органами (налоговое планирование проверок).
Все предпринимаемые действия по сокращению налогового бремени нацелены на оптимизацию обязательных выплат, минимизацию расходов, увеличение оборотных ресурсов, повышение эффективности компании. В итоге, предприятие получает новые возможности для развития и показывает рост прибыли, что является ключевой целью любого бизнеса.
Виды налогового планирования
Работа по планированию может осуществляться в рамках отдельной компании, в масштабе группы компаний – партнеров, кроме того — на национальном и международном уровне. Наиболее актуально корпоративное прогнозирование, которое проводится в рамках отдельного бизнеса и позволяет достигать локальных результатов.
Оптимизация налогов возможна на партнерском уровне. Это особенно актуально в случаях, когда бизнес раздроблен на несколько самостоятельных предприятий или тесно сотрудничает с другими компаниями (партнерами).
О национальном планировании принято говорить, если хозяйственная деятельность осуществляется на территории одной страны. Если же бизнес работает в нескольких странах, возникает потребность в международном прогнозировании.
Необходимость оптимизации налогов
Потребности в эффективном налоговом планировании возникают у бизнеса еще на этапе регистрации. Уже в это время, до начала практической работы, следует спланировать форму, структуру предприятия и продумать схему налогообложения. Предпринятые меры позволят успешно стартовать и добиться серьезных успехов на ранней стадии развития.
Для работающей компании важно максимально использовать возможности законодательства в части оптимизации налогов, при этом — добиться признания права такового использования со стороны фискальных органов. Практически это реализуется за счет профессионального прогнозирования и формирования эффективного менеджмента.
Потребности в изменении подхода к налогообложению выражаются в цифрах: чем выше налоговая нагрузка по отношению к чистому доходу компании, тем более востребовано прогнозирование.
Потребности в оптимизации:
- высокая (критически важно организовать планирование) — если налоги, уплачиваемые предприятием, составляют 40% и более по отношению к чистому доходу;
- актуальная (рекомендуется обеспечить эффективное прогнозирование) — если компания уплачивает от 20 до 35% налогов по отношению к доходу;
- низкая — если общая налоговая нагрузка составляет до 15%.
Задачи по оптимизации могут решаться привлечением выездных специалистов, а также посредством найма сотрудника в штат или организации отдела (для крупных компаний).
Общие принципы налогового планирования
Прежде чем организовывать налоговое прогнозирование на предприятии, следует четко представлять основные принципы этой масштабной работы. Следование принципам позволяет достигать намеченных целей без существенных рисков для бизнеса.
Главные принципы планирования:
- соблюдение закона — все предпринимаемые действия по оптимизации налогов должны производиться с учетом законодательных требований;
- комплексный подход — в работе задействуются нормы не только налогового законодательства, но и всех прочих областей права;
- своевременность — необходимо заблаговременно осуществлять прогнозирование, оперативно реагировать на изменения законодательства и структуры бизнеса;
- рациональность — важно соблюдать принцип целесообразности тех или иных действий, направленных на сокращение налоговой нагрузки (полученные результаты всегда должны покрывать затраты);
- обоснованность — наличие доказательств законности всех предпринимаемых действий (на случай претензий со стороны контролеров, в том числе судебной защиты и т. д.);
- профессионализм — работу по планированию следует доверять только квалифицированным специалистам, имеющим соответствующий опыт;
- конфиденциальность — содержание планирования, применяемого в организации, должно быть открыто ограниченному кругу лиц.
Содержание налогового планирования
Деятельность по налоговому прогнозированию включает несколько этапов. На первом этапе специалисты анализируют ситуацию и определяют ключевые риски.
Кроме того, выявляются основные проблемы и конкретизируются задачи, которые требуют решения. На следующем этапе подбираются методы и инструменты, позволяющие решить поставленные задачи.
Наконец, формируется оптимальная схема финансово-экономической деятельности в организации, и в соответствии с ней компания продолжает работу.
Определение рисков
Первый шаг на пути к эффективному налоговому планированию — выявление рисков, угроз возможных финансовых потерь. Под этим понимается самый широкий круг явлений, связанных с ошибками в работе бухгалтерии, неоправданными расходами, фискальным контролем и связанными с ним штрафными, судебными санкциями.
Ключевые налоговые риски:
- увеличение налогов;
- претензии и проверки со стороны контролирующих служб;
- судебное, уголовное преследование.
Анализ ситуации и утверждение задач
Эксперты анализируют, как устроена компания и каким образом ведется ее экономическая деятельность (в частности, финансовая).
Специалисты определяют структуру налогового поля: устанавливают перечень выплачиваемых налогов, рассматривают имеющиеся ставки, льготы.
Одновременно исследуются все виды отношений, в которых участвует налогоплательщик (изучаются договоры, бухгалтерские записи). В итоге, оценивается размер имеющихся обязательств (включая соотношение налогов к прибыли).
На основе проделанной аналитической работы формируется концепция, выставляются задачи, которые необходимо решить. Они могут касаться оптимизации всей налоговой схемы предприятия, минимизации группы налогов или экономии по отдельным видам сборов.
Подбор методов и инструментов планирования
Существует широкий перечень методов, способов и средств налоговой оптимизации. Все эти возможности обеспечивает действующее российское законодательство. К известным инструментам относятся льготы, особые договорные отношения, спецрежимы налогообложения, средства учета и прочие способы избежать чрезмерных трат.
Для примера, существуют льготы на имущество компаний, в которых свыше половины штата — инвалиды. Определенной экономии позволяет добиться применение особых форм отношений (в частности, продажа товаров через комиссионера или использование в производстве давальческого сырья).
Налоговый кодекс РФ определяет ряд специальных режимов и особенных систем налогообложения: УСН (упрощенка для небольших предприятий и предпринимателей), ЕНВД, льготная система для свободных экономических зон.
К действенным средствам учета относится расчет выручки по отгрузке и оплате, переоценка ресурсов, оценивание материальных запасов производства по себестоимости и т. д.
Формирование схемы финансово-экономической деятельности
Один из этапов налогового прогнозирования — подготовка схемы финансово-экономической деятельности предприятия. На этом этапе важно наиболее эффективно задействовать все имеющиеся методы и инструменты, чтобы решить поставленные задачи с максимальным результатом. Причем, схема составляется таким образом, чтобы полностью соответствовать положениям законодательства.
При создании структуры финансово-экономической деятельности организации следует учитывать изменения в законодательной базе.
Дело в том, что налоговая политика государства постоянно развивается и претерпевает корректировки: появляются новые тенденции, вводятся формы и режимы налогообложения, меняются ставки, отменяются и возвращаются льготы.
Все эти изменения нужно принимать во внимание при прогнозировании, чем и занимаются специалисты: они постоянно ведут мониторинг законодательных актов и быстро реагируют актуальные на новшества, соблюдая принцип своевременности.
Сроки и периоды прогнозирования
Налоговое планирование — стратегическая работа с отложенным эффектом. Результаты усилий специалистов в области налогообложения становятся видны лишь по окончанию определенного периода.
К тому же, прогнозирование ведется поэтапно, с течением времени схема может корректироваться, в нее вносятся очередные дополнения, в том числе в связи с вступающими в силу изменениями закона.
Чаще всего новеллы законодательства вступают в силу спустя большой срок (1-2 года) после их объявления, что позволяет предприятиям спланировать свою будущую деятельность на перспективу.
В Российской Федерации большое количество изменений закона вводится в начале года. Поэтому самым ответственным периодом для налогового планирования считается декабрь. В конце года схема оптимизации дорабатывается с учетом предстоящих нововведений, зачастую изменениям подвергаются определенные положения учетной политики, связанные с налогообложением.
Формы и направления налогового прогнозирования
Работа по прогнозированию с целью оптимизации налогообложения основывается на принципе комплексности и ведется в следующих формах:
- мониторинг законодательства, сбор и изучение фактической информации;
- создание и оптимизация схемы финансово-хозяйственной деятельности предприятия;
- контроль над исполнением предпринятых мер, применением инструментов планирования.
В процессе работы специалисты постоянно анализируют законодательство, чтобы своевременно реагировать на изменения. Кроме того, при росте налоговой нагрузки на организацию вводятся специальные мероприятия, нейтрализующие негативный эффект тех или иных явлений.
Направления планирования
Рассмотрим основные направления налогового планирования. Это общая база, на которой строится оптимизация нагрузки на компанию. В процессе прогнозирования важно вести грамотную работу по каждому из перечисленных направлений.
Общие направления:
- выбор организационно-правовой формы (желательно — перед государственной регистрацией бизнеса);
- определение оптимального для организации налогового режима;
- установление (изменение) объекта налогообложения;
- создание структуры хозяйственной деятельности, в том числе дробление на подразделения различной направленности (реструктуризация);
- выбор места регистрации компании с учетом особенностей местной ФНС, географической близости к активам предприятия, принадлежности к определенным зонам действия льгот и освобождений;
- анализ и применение налогового законодательства с целью максимального использования предусмотренных льгот для конкретного налогоплательщика;
- распределение доходов предприятия в целях дополнительного облегчения фискальной нагрузки.
Методы налогового планирования
Принцип комплексности в планировании предполагает привлечение разнообразных методов и способов уменьшения налогов для повышения доходности организации. Все методы условно делятся на внешние и внутренние.
Внешние методы налоговой оптимизации достаточно ограничены, однако, при правильном применении, обеспечивают заметный результат в виде снижения расходов компании.
Примеры: изменение субъекта налогообложения, замена вида деятельности, смена юрисдикции. Следует понимать, что внешние изменения — довольно серьезны, они влекут крупные последствия для бизнеса.
Поэтому важно крайне взвешенно подходить к использованию подобных методов.
Наряду с этим существуют внутренние способы минимизации налогов, которые имеют не столь очевидные последствия. Однако таких способов — гораздо больше, и возможности их применения — значительно шире.
Внутренние методы налоговой оптимизации
В арсенале специалистов по налоговому планированию есть большой спектр внутренних способов минимизации налогов и сборов для повышения эффективности компании. Далее перечислим и коротко охарактеризуем основные из них.
Формирование учетной политики
Один раз в год в организации утверждается учетная политика. Выбор политики учета — один из важнейших аспектов прогнозирования. В рамках данного подхода возможно проведение, в частности, переоценки ресурсов компании, что позволяет абсолютно законно сократить выплаты по налогам на имущество и доходы.
Аналитико-расчетный метод
В процессе планирования обязательно осуществляется анализ показателей прошедших налоговых периодов. Качественная аналитика позволяет обнаружить участки, где можно внести изменения, обеспечивающие уменьшение налогов.
Анализ предшествующих периодов дает возможность заложить в новый бизнес-план корректировки, касающиеся следующих показателей:
- объемы выполненных работ, предоставленных услуг, реализованных товаров (возможно сокращение налога на прибыль, налога на добавленную стоимость);
- размеры активов, использующихся в экономической деятельности, включая земельные наделы (минимизация налогов на имущество, землю);
- список работников (снижение выплат по НДФЛ, взносов во внебюджетные фонды).
Балансовый метод
Для создания бухгалтерской модели той или иной экономической, финансовой ситуации задействуется балансовый метод. Он предполагает учет балансовых показателей.
В частности, данный метод применим при расчете финансовых потребностей и определении оптимальных источников привлечения средств.
Это касается как внутренних процессов в компании, так и взаимодействия в группе связанных организаций (например, в отношениях между материнской компанией и дочками).
Нормативный метод
Для планирования будущих выплат по налогам и сборам важно учитывать действующие нормы, налоговые ставки. Такой подход называют нормативным методом, он позволяет точно рассчитывать ожидаемые показатели в целях прогнозирования расходов налогоплательщика.
Оптимизация планов и решений
В процессе налогового планирования специалисты обязательно рассматривают несколько вариантов планов и решений. Детальные прогнозы по каждому из сценариев позволяют сделать выбор в пользу наиболее предпочтительного с точки зрения соотношения экономии затрат и рисков.
Определение налогового поля
Прогнозирование предполагает формирование так называемого налогового поля — схемы, которая описывает ключевые аспекты налогообложения в организации.
Основные аспекты налогового поля:
- полный перечень налогов и сборов, которые подлежат уплате;
- имеющиеся льготы, освобождения;
- выбранная система налогообложения;
- статус налогоплательщика;
- расположение субъекта;
- сроки проведения выплат.
При определении налогового поля принимаются во внимание следующие сведения: организационно-правовая форма предприятия, его учетная политика, виды хозяйственной деятельности. В рамках подготовленной базы специалисты детализируют каждый отдельный платеж, благодаря чему достигается высокая точность прогнозирования.
Заключение
Налоговое планирование — важный фактор развития организации. Услуги в области прогнозирования и оптимизации налогов особенно востребованы в компаниях с высоким уровнем расходов по отношению к прибыли.
Профессиональный подход к планированию позволяет минимизировать выплаты в соответствии с законодательными возможностями, и в то же время — исключить риски во взаимоотношениях с ФНС (в том числе внеплановые проверки), другими контролирующими органами.
В качестве решения вопроса оптимизации может быть привлечен выездной специалист (либо приглашена группа специалистов). Аутсорсинг — достойная альтернатива штатному сотруднику (отделу), при условии у приглашенных экспертов профессионального опыта в сфере налогового прогнозирования.
Источник: https://bu.lotsman-bt.ru/stati/nalogovoe-planirovanie-principy-metody/