1.2 Учетная политика для целей налогообложения и ее формирование
С 1 января 2005 года вступила в действие Инструкция по бюджетному учету № 70н, которая предусматривает новые подходы к ведению бухгалтерского учета бюджетными организациями.
Переход на новую Инструкцию по ведению бухгалтерского учета бюджетными учреждениями обусловил необходимость разработки и применения учетной политики.
Инструкция № 70н дает только общие принципы ведения учета, однако на практике деятельность каждого учреждения имеет свои специфические особенности.
Учетная политика позволяет отражать отраслевую специфику и другие особенности финансово-хозяйственной деятельности учреждения.
Под учетной политикой понимается принятая учреждением совокупность способов ведения бухгалтерского учета, выбранных организацией для использования первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности [27,c.3].
Порядок ведения бюджетного учета всегда был строго регламентирован и потому не являлся большой профессиональной проблемой для бухгалтеров-бюджетников.
В организации же налогового учета жесткие нормативные рамки отсутствуют, что предоставляет тем самым возможность выбора из множества альтернативных вариантов и создает определенные трудности в процессе рационального построения налогового учета.
Все организации, в том числе и бюджетные учреждения, обязаны самостоятельно формировать учетную политику в целях как бухгалтерского учета, так и налогообложения исходя из своей структуры отраслевой принадлежности и других особенностей деятельности.
Согласно ст.
313 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — НК РФ) порядок ведения налогового учета устанавливается в учетной политике для целей налогообложения, которая должна обеспечивать отражение полной и достоверной информации о порядке учета хозяйственных операций, осуществленных в течение отчетного периода, а также информации для контроля внешними и внутренними пользователями за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью исчисления и уплаты в бюджет налога.
Принятая организацией учетная политика для целей налогообложения утверждается соответствующими приказами, распоряжениями руководителя. Она применяется с 1 января каждого года, следующего за годом утверждения ее соответствующим приказом, распоряжением руководителя организации, и является обязательной для всех обособленных подразделений организации.
Учетная политика для целей налогообложения, принятая вновь созданной организацией, утверждается не позднее окончания первого налогового периода.
Изменение порядка учета отдельных хозяйственных операций и объектов в целях налогообложения осуществляется налогоплательщиком в случае изменения законодательства о налогах и сборах или применяемых методов учета.
Решение о внесении изменений в учетную политику при изменении применяемых методов учета принимается с начала налогового периода, а при изменении законодательства о налогах и сборах не ранее чем с момента вступления в силу изменений.
Учетная политика учреждения для целей налогообложения формирует и документально закрепляет принципы организации налогового учета, форм его ведения, а также порядка отражения в нем осуществляемых учреждением финансово-хозяйственных операций.
Основная функция учетной политики учреждения для целей налогообложения — определить объекты налогового учета, организация учета которых для целей налогообложения отличается от организации бюджетного учета аналогичных операций, в целях выявления сумм доходов и расходов учреждения, отражаемых в бюджетном, но не учитываемых в налоговом учете, и наоборот.
Учитывая выше изложенное, в учетной политике для целей налогообложения, кроме всего прочего, следует регламентировать следующие вопросы:
— выбрать порядок учета и списания стоимости материальных запасов (по фактической или по средней стоимости);
— уточнить перечень прямых и косвенных расходов учреждения;
— уточнить порядок распределения транспортных и коммунальных затрат, а также расходов на оплату услуг связи и содержание нефинансовых активов;
— уточнить классификацию для целей налогообложения прибыли платежей в возмещение коммунальных и прочих расходов учреждения арендаторами закрепленного за ним имущества;
— выбрать один из двух описанных в предыдущем разделе методологических подходов к организации налогового учета, а также описать порядок учета всех возможных отклонений налогового учета от бюджетного;
— регламентировать формы, а также порядок оформления и ведения регистров налогового учета.
Кроме основных принципов организации налогового учета для целей формирования облагаемой базы по налогу на прибыль, в учетной политике для целей налогообложения следует уточнить также и основные положения формирования базы расчета по другим налогам учреждения (НДС, налог на имущество и т.п.).
Решения о любых изменениях (в действующем законодательстве о налогах и сборах или в порядке учета отдельных хозяйственных операций, влияющих на налогообложение) отражаются в учетной политике для целей налогообложения и применяются с начала нового налогового периода [30,c.6].
Мы рассмотрим порядок отражения в учетной политике налогов, которые являются специфическими для бюджетных учреждений.
https://www.youtube.com/watch?v=-7PO9CTJyhM
Раздел 1 учетной политики для целей налогообложения следует назвать «Общие положения».
В нем следует перечислить все налоги, подлежащие уплате учреждением, определить лицо или службу, ответственную за ведение налогового учета, и утвердить структуру документооборота, с целью обеспечения контроля за непрерывным отражением в хронологическом порядке фактов хозяйственной деятельности, которые в соответствии с установленным НК РФ порядком могут повлечь за собой изменения размера налоговой базы, а также определить случаи изменения учетной политики.
Следующие разделы можно посвятить отдельным видам налогов, уплачиваемым бюджетным учреждением.
В разделе «Налог на прибыль» целесообразно отразить основные направления предпринимательской деятельности в связи с тем, что в соответствии со ст. 321.1 НК РФ ведется раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования и коммерческой деятельности бюджетных учреждений.
Для исчисления налогооблагаемой базы в учетной политике бюджетным учреждениям следует определить состав доходов и расходов.
В разделе учетной политики «Налог на добавленную стоимость» бюджетные учреждения устанавливают перечень операций, облагаемых, не облагаемых НДС.
Кроме того, в связи с тем, что учет НДС ведется на основании счетов-фактур, в учетной политике следует определить лиц, ответственных за их подписание.
В разделе «Транспортный налог» учреждения перечисляют все транспортные средства, зарегистрированные за учреждением.
В разделе «Налог на имущество организаций» также целесообразно перечислить объекты налогообложения данным налогом, включая имущество, переданное во временное владение, пользование, распоряжение или доверительное управление, внесенное в совместную деятельность.
В разделе «Заключительные положения» учреждению следует отразить порядок уплаты налогов в бюджет (квартальные авансовые платежи по налогу на прибыль; ежемесячные платежи или ежеквартальные платежи) и закрепить направления и объемы использования прибыли (например, на материальное поощрение сотрудников, на социальные выплаты и материально-техническую базу учреждения), так как в соответствии со ст. 161 Бюджетного кодекса РФ бюджетное учреждение при исполнении сметы доходов и расходов самостоятельно в расходовании средств, полученных за счет внебюджетных источников.
При формировании учетной политики необходимо исходить из того, что организация должна использовать наиболее оптимальные варианты при расчете и уплате налогов. Грамотно составленная учетная политика влияет на величину определяемой прибыли, объемы и сроки налоговых платежей и, соответственно, на доходную часть соответствующего бюджета [19,c.53].
Источник: https://fin.bobrodobro.ru/32737
Учетная политика бюджетного учреждения — с приложениями, казенного на 2018 год
В статье будут рассмотрены вопросы, которые касаются учетной политики предприятий бюджетного типа. Каким образом составляется документ, для чего он предназначен и каковы его цели – об этом далее.
Учетная политика важна для ведения бухгалтерской отчетности на предприятиях. Любое бюджетное учреждение обязано уделять этому особое внимание, так как от правильно сформированной политики учета зависит эффективность деятельности организации.
Не все предприятия знают, как правильно составлять отчетность, какие пункты она должна содержать.
Цель статьи – изучить основные вопросы, касающиеся составления учетной политики, на какие законы стоит ссылаться при ее составлении и как правильно ее вести и оформлять.
Учреждения бюджетного типа, в отличие от других, имеют ряд преимуществ. Одно из них – право самостоятельно распоряжаться доходами.
Но это не означает, что они освобождаются от ведения учета бухгалтерии и налогов. А это влечет за собой необходимость утверждения учетной политики.
Это обязательный документ нормативного типа. Если предприятие существует давно, то в политике учета стоит отображать лишь новые способы учета (если имеются). Политика учета не должна быть перегружена.
Составляется и утверждается такими способами:
Приказом | Предназначенным для отдельных целей учета налогов и бухгалтерии |
Единым приказом | В котором один из разделов предназначен для обложения налогами, а другой – для бухгалтерского учета |
Общей учетной политикой | — |
Также в политику учетного характера можно вносить поправки. Но не во всех случаях, а в некоторых:
- При изменении Законодательства Российской Федерации.
- Внесении поправок в нормативные акты по ведению бухгалтерской отчетности.
- При разработке организацией новых методов ведения бухучета.
- Компания поменяла условия своей деятельности.
Политика учета делится на несколько типов:
- предназначенная для обложения налогами;
- для ведения бухгалтерии.
Определения
Утвердить ее должен руководитель предприятия. Применяется, как правило, с 1 января того года, который следует после его утверждения.
Бухгалтерский учет | Общая информация о состоянии имущества организации. Вся деятельность отображается документами |
Налогообложение | Взаимоотношения между субъектами; изъятие имущества. То есть властный субъект изымает имущество у подчиненного |
Бюджетное учреждение | Муниципальное (государственное) предприятие. Финансирование его осуществляется бюджетом страны |
Учетная политика бюджетного учреждения | Это совокупность методов, принципов, которые бюджетная организация использует для ведения отчетности в бухгалтерии |
Резерв предстоящих расходов | Средства, которые отображаются в учете бухгалтерии любого предприятия |
Назначение документа
Политика учета подразумевает совокупность методов ведения учета бухгалтерии, которые организация выбирает для своей деятельности.
Перечень всех методов содержится в положениях по бухучету (ПБУ), предприятие выбирает для себя оптимальные. Если для каких-то целей не разработаны методы, то предприятие создает их самостоятельно.
Наличие политик учета разрешает множество задач:
- бухгалтерский учет станет более понятным, что позволит осуществлять хозяйственную деятельность предприятия;
- бухгалтерская служба будет способствовать своевременной подаче отчета;
- система учета налогообложения станет оптимальной;
- возможность использовать минимальные налоги (если это не противоречит закону).
Кроме этого политика учета позволит принимать обоснованные решения. Функции политики учета:
- Руководство с целью организации и ведения учета предприятия.
- Предотвращение и разрешение споров с органами налоговой инспекции в пользу организации.
- Оптимизация налогов.
Политика учета играет огромную роль для предприятия. Главное ее назначение – помочь организациям вести правильную деятельность.
Законодательная база
Это касается предприятий любого типа, независимо от сферы деятельности. 1 января 2013 года Закон внес поправки в понятие «бухгалтерский учет».
Под этим термином понимается формирование информации об объектах бухучета. Ими считаются:
- активы;
- обязательства;
- прибыль и расходы;
- сделки;
- источники финансирования.
Обязанность осуществлять учет бухгалтерии высветлена в 6 статье Закона 402-Ф3. Руководитель предприятия является ответственным лицом.
В его компетенции также входит выбор человека, который будет вести отчетность – бухгалтер организации или другое лицо. Предприятие бюджетного типа самостоятельно выбирает методы по формированию политики учета.
В этом опираться оно должно на статью упоминаемого ранее Закона. На данный момент стандарты по формированию учета не определены.
В нем содержатся правила для подготовки и выбора программы для разработки стандартов ведения бухгалтерского учета.
В соответствии с 1 пунктом 30 статьи Закона 402-Ф3, формированием учетной политик имеет право заниматься как главный бухгалтер предприятия, так и другие специалисты.
После того, как такая политика будет утверждена, руководствоваться ее правилами должны все подразделения организации.
Как формируется учетная политика казенного учреждения на 2018 год с приложениями ↑
Учетная политика в своем формировании проходит несколько этапов:
Выбор объектов ведения бухгалтерского учета | На основании которых разрабатывается учетная политика |
Исследование и оценка тех моментов | Которые влияют на выбор методов ведения учета |
Обоснование положений | На которых строится политика учета |
Утверждение способов | Которые годятся для применения способов ведения бухгалтерской деятельности |
Отбор наилучших методов | — |
Утверждение и оформление учетной политики документами | — |
Вариантов учетной политики много, на их выбор влияют определенные факторы:
- какой статус занимает организация в обществе;
- какой деятельностью занимается – производственного типа, коммерческого или финансового;
- насколько квалифицированным является персонал предприятия;
- уровень развитости рыночной инфраструктуры.
Кто занимается составлением
Составлением политики учета занимается главный бухгалтер организации. Кроме него разрешено заниматься этим и другому должностному лицу, который имеет доступ к бухгалтерской отчетности.
Требования к основным разделам
При формировании политик учета необходимо следовать таким требованиям:
Полнота | То есть выбранные способы ведения учета должны охватывать все аспекты деятельности. При этом все это нужно отображать в документах соответствующего типа |
Своевременное отображение | В учете бухгалтерии фактов ведения деятельности |
Осмотрительность | Способы ведения учета должны наилучшим образом отображать все потери и доходы |
Ориентир не только на правовое содержание методов ведения бухгалтерской отчетности | Но и на экономические аспекты |
Непротиворечивость | Выбранные способы не должны перечить данным |
Рациональность и экономичность | — |
Для целей бухгалтерского учета
Нормативные документы не содержат фиксированного перечня моментов, которые следует отображать. Предприятие выбирает их самостоятельно.
Как правило, это:
- какие формы бухучета применяются;
- график оборота документов и осуществляемые операции;
- различные приложения к приказам;
- в какие сроки проводится инвентаризация.
Главные требования – в политике учета нужно отобразить, кто будет вести бухгалтерию, какие документы используются и счета по операциям.
Для целей налогообложения
Для целей налогового учета существуют требования, которые необходимо соблюдать при формировании политики учета. Этот раздел нужно начинать с методов, на которых строится налоговый учет. В политике это необходимо раскрыть.
Если у предприятия имеются особенности, которые влияют на осуществление деятельности, то это также необходимо отобразить в политике учета.
В случае наличия у организации отделений, перечисляющих налоги самостоятельно, нужно определить следующее:
- сроки, в которые необходимо предоставить информацию и данные для учета бухгалтерии;
- список налогов;
- орган, производящий расчет этих налогов – бухгалтерия организации или филиал;
- кто занимается платой налогов.
Чтобы налоги своевременно исчислялись, отделениям нужно предоставлять в главный отдел следующие данные:
- каким образом рассчитывается НДС – до 15 числа следующего месяца;
- информацию о налогах на доходы;
- сумму начисляемого налога
Бюджетные учреждения формируют политику учета, ссылаясь на Налоговый Кодекс.
Какие коррективы вносятся в рабочий план счетов
Учетная политика разрабатывается согласно требованиям Законодательства. Вносить изменения можно лишь в трех случаях:
- Законодательство изменило положения и требования к составлению политики.
- Разрабатываются новые методы осуществления бухгалтерской деятельности.
- Субъект экономик изменил условия деятельности.
Эти условия отображены в 6 пункте 8 статьи Закона «О бухгалтерском учете». Учетную политику бюджетного учреждения на 2018 год с приложениями можно найти на любом сайте в интернете. Там же посмотреть и правила ее составления.
Какие же счета изменились? Рассмотрим в таблице:
Номер счета | Старое название | Новое название |
020432000 | Уставной фонд муниципальных учреждений | Участие в уставном фонде государственных учреждений |
020900000 | Расчеты по ущербу имущества | Расчеты по ущербу и прочей прибыли |
020980000 | Расчеты по прочему ущербу | Расчеты по иному доходу |
Актуальные вопросы формирования документа ↑
При составлении политику учета муниципального учреждения у бухгалтеров возникает множество вопросов. Ответы на них важно знать, ведь это является залогом успешного ее составления.
Как проводится ревизия документа (проверка)
Контрольные мероприятия по проверке политики учета имеют несколько этапов:
- Оценка контроля самого предприятия. Здесь лучше всего использовать тесты, бланки приложить к результатам проверки.
- Анализ полученных данных.
Прежде чем начать ревизию, проверяющий должен ознакомиться с документами:
- отчетная документация;
- приказ о политике учета;
- счета из бухгалтерии;
- правила оборота документации;
- изменения в политике учета (если имелись).
Нюансы при казенном дорожном учреждении
Казенное предприятие также обязано вести бухгалтерскую деятельность. Деятельность, которая приносит прибыль, можно вести при условии, что это отображается в учредительных документах.
Но при оформлении политики учета казенные предприятия высвечивают только те методы, которые разработали сами.
Если формируется в медицинском учреждении
Учет предприятий медицинского типа является самым сложным. Бухгалтер часто не может определить срок использования средств. При этом нужно помнить, что данным вопросом занимается инженер, а не бухгалтер.
За все приказы отвечает руководитель предприятия. Все нововведения должны отображаться в политике учета лишь с начала нового финансового года. При этом создается пояснительная записка.
Таким образом, все предприятия бюджетного типа обязаны вести политику учета. Чтобы правильно ее составить и оформить, необходимо ссылаться на положения Закона № 402-Ф3.
При изменениях в Законе поправки стоит вносить и в политику учета. Составляет политику бухгалтер, утверждает – руководитель компании.
Вносить изменения в политику учета можно лишь в случаях, предусмотренных Законодательством. Методы ведения бухгалтерской деятельность организация выбирает самостоятельно.
Правильно составленный документ гарантирует правильное осуществление деятельности предприятия. Любая учетная политика подлежит проверке.
Источник: https://buhonline24.ru/nal-plan/uchetnaja-politika/uchetnaja-politika-bjudzhetnogo-uchrezhdenija.html
Пример учетной политики организации
Финансы 26 августа 2017
Совокупность принципов, которые применяются при формировании финансовой отчетности, называется учетной политикой организации. Цель ее формирования – установить оптимальный вариант учета ПБУ в организации. Свод внутренних правил формируется сразу после образования организации и корректируется по мере необходимости.
Что нужно знать
Сегодня на любом предприятии должен быть четко сформирован формат ведения документооборота, налоговой и бухгалтерской отчетности. Учетная политика организации, пример которой будет представлен далее, оформляется отдельным распорядительным документом, в котором содержатся выдержки из законодательных актов, применяемых организацией.
Принципы
Хороший пример учетной политики должен формироваться по принципам:
- Непрерывной деятельности — потребность в реорганизации или остановки деятельности в ближайшее время отсутствует.
- Последовательности – одна и та же учетная политика используется ежегодно.
- Временная определенность – каждое действие в процессе работы должно относиться к определенному временному периоду.
Эти принципы следует учитывать при составлении примера учетной политики предприятия.
Видео по теме
Сколько документов нужно организации
На каждом предприятии одновременно ведется бухгалтерский и налоговый учет. Их наличие является обязательным в рамках действующего законодательства.
По правилам НУ и БУ в той или иной сфере можно выбрать один из предложенных способов учета или разработать и утвердить свою собственную схему. Все эти алгоритмы должны быть прописаны в учетной политике. Для НУ и БУ составляется два нормативных документа.
При этом в правилах ведения налогового учета должен быть прописан алгоритм расчета налога на прибыль, НДС и «упрощенки».
Кроме НУ и БУ, организация может также вести управленческий учет (УУ). В нем отражается информация для внутреннего пользования.
Принципы ее формирования и алгоритм использования следует также прописать в учетной политике. Законодательная база регламентирует принципы ведения НУ и БУ.
В отношении УУ организация может самостоятельно формировать правила работы, исходя из специфики деятельности и целей.
Определения
Учетная политика ООО, пример которой будет представлен далее, разрабатывается по нормативам НК РФ и федерального законодательства. Потому следует заранее ознакомиться с используемой в них терминологией.
Под учетной политикой понимается совокупность форматов ведения отчетности. Принципы работы распространяются на все этапы: от наблюдения до обобщения факторов деятельности. Это обозначение группы документов, согласно которым функционирует коммерческое предприятие.
Бухгалтерская и налоговая отчетность – процесс ведения хозяйственной деятельности и формирования базы для расчета налогов, оформленный в документарном виде. Эти два документа могут формироваться совместно и раздельно.
Имущественная обособленность — это отделение собственности от организации. Пример учетной политики организации, ООО, в которой не отражен данный пункт, является не лучшим образцом. Если в документе не указано, как происходит отчуждение, то имущество организации может быть изъято за долги собственников.
Необходимые данные
Чтобы составить свод правил, по которым будет действовать организация, необходимо знать нюансы работы фирмы:
- Какие счета в БУ использует организация?
- Какие первичные документы для ведения учета использует?
- Как осуществляет учет МБП и запасов?
- Какой способ амортизации выбран?
В независимости от сферы деятельности, правила работы должны быть сформированы в соответствии с требованиями НК РФ.
Нормативы
Пример учетной политики бухгалтерского учета может быть сделан в произвольной форме. Главное, чтобы документ был составлен в соответствии с:
- Приказом Минфина №100;
- ПБУ «Учетная политика»;
- ФЗ №129, №81, №402.
Действующее законодательство часто изменяется. Из-за этого возникает масса ошибок. Лица, занимающиеся формированием учетной политики, могут быть просто не в курсе последних изменений.
Для предприятий, которые ведут свою деятельность за пределами РФ, существует свой пример учетной политики — МСФО. Этот документ составлен по стандартам IFRS, разработанным в 2001 году IASC.
Порядок формирования
При отсутствии опыта составления документов такого рода следует детально изучить пример учетной политики на 2017 год. Алгоритм составления стандартный для предприятий всех форм собственности. Начинается процесс с определения элементов, структуры и ответственных лиц.
Структура документа зависит от направления деятельности предприятия. Но существует также ряд обязательных элементов:
- Способ признания доходов и расходов для расчета налога на прибыль.
- Способ определения цен на все числящиеся запасы.
По действующим нормам НК существует два основных способа признания доходов:
- Методы вычитания: доходы и расходы принимаются к учету в момент возникновения (независимо от наличия оплаты).
- Кассовый метод: доходы и затраты признаются таковыми в момент движения средств.
На практике второй метод заменяют на УСН.
Стоимость запасов определяется либо по средней цене, либо по стоимости единицы запасов из последней партии.
Главной особенностью документа является персональная ответственность лица, которое его подписывает. Это может быть главный бухгалтер, директор или ИП. За невыполнение предписаний на ответственное лицо накладывается административный штраф.
Обязательные элементы
Свод правил работы организации должен содержать такую информацию:
- Форма собственности, правовой статус организации; занимаемая отрасль; вид деятельности; наличие филиалов; масштабы организации.
- Текущие и долгосрочные цели деятельности.
- Особенности деятельности во всех направлениях: производственном (структура предприятия, потребляемые ресурсы); коммерческом (как осуществляется сбыт, какие используются формы расчетов); отраслевом (учетная политика медицинской организации отличается от аналогичного документа производственной фирмы), финансовом (взаимоотношения с банками, используемые налоговой системой), управленческом (уровень технического обеспечения).
- Кадровую информацию. Специалисты какой квалификации требуются организации? Какие перед ними ставятся задачи?
- Описание хозяйственной ситуации. Пример учетной политики бухгалтерского учета должен содержать информацию об инфраструктуре рынка, состоянии налогового законодательства, инвестиционном климате.
Что описывать?
Документ должен позволять организации в полном объеме отражать все хозяйственные операции. Если предприятие не использует НМА в процессе деятельности, то не следует описывать порядок их учета.
Согласно последним изменениям ПБУ №1/2008, если какой-то вопрос не раскрыт в федеральных стандартах, то к организации применяются правила МСФО.
Рассмотрим пример. Российская компания продает в Татарстан партию станков. Продажная цена включает стоимость дальнейшего техобслуживания.
По стандарту IAS №18, если компания может рассчитать стоимость обслуживания, то она имеет право выручку от данной услуги признавать равномерно в течение всего периода обслуживания.
В федеральных стандартах прописано, что выручка в таких случаях признается единовременно. Это позволяет рассчитать корректный финансовый результат.
Документ должен отражать рациональный способ учета доходов и расходов. Пример учетной политики строительной организации должен включать порядок признания выручки и расходов по требованиям ПБУ №2/2008, а торговой фирме нужно будет обязательно отразить учет скидок и надбавок. При этом в обоих организациях могут быть одинаковыми принципы начисления амортизации или списания МБП.
НМА, ОА, обязательства
Пример учетной политики в отношении ОС должен отражать:
- схему определения срока использования ОС, его наименование;
- порядок определения рыночной, ликвидационной и первоначальной стоимости ОС;
- порядок начисления амортизации;
- схему присвоения ИН оборудованию;
- особенности учета библиотечного фонда, ПО;
- перечень ценного имущества и порядок его учета;
- принципы учета НМА, МЗП;
- порядок деления расходов на прямые и косвенные.
В УП по операциям с оборотными активами следует включить:
- порядок учета средств;
- «кассовые» операции;
- схему выдачи средств под отчет и т.д.
Раздел УП об обязательствах должен включать порядок учета налогов, соцобеспечения, привлечения средств, перевода активов между видами деятельности.
Прочие нюансы
Если организация планирует с нового года создавать резервы под долги, на оплату отпусков или для проведения ремонта, то алгоритм проведения данных операций также следует отразить в УП. Например, в отношении резервов по оплатам отпусков следует указать:
- дату формирования;
- формулу расчета отчислений;
- предельный размер;
- алгоритм инвентаризации;
- схему списания.
Ответственность
Отсутствие у организации учетной политики или описания в ней ключевых положений рассматривается налоговыми органом как грубое нарушение, за которое предусмотрен штраф в размере 10 тыс. руб. (ст. 120 НК). Должностному лицу также придется заплатить 5-10 тыс. руб. в бюджет, а при выявлении повторного нарушения – 10-20 тыс. руб.
Корректировка
Учетная политика фиксируется в виде распорядительного документа. Если изменения охватывают большую часть текста и изменяют его структуру, то проще переиздать распоряжение, чем делать новые приказы.
Пример учетной политики с изменениями прикладывается к годовой отчетности. В частности, в 2017 году изменились способы оценки МБП, НМА (Приказ Минфина №64н), введен новый порядок учета ОС и способов начисления амортизации.
Теперь малые предприятия могут начислять ее один раз в год, а расходы на проведение научных исследований списывать ежедневно.
Учетная политика организации, пример которой был представлен ранее, должна применяться постоянно и ежегодно. Изменения следует вносить только в исключительных случаях, таких как:
- внесение изменений в уставные документы;
- изменение требований госорганов, осуществляющих регулирование БУ;
- корректировка обеспечит более достоверное отражение информации.
Например, фирма, занимающаяся арендой автомобилей, захотела воспользоваться амортизационной премией. В этом случае главному бухгалтеру в декабре 2016 года следовало подготовить новый пример учетной политики ОСНО.
В документе следует прописать, что к приобретенным ТС применяется премия в пределах 10-30% от стоимости. Также следует сделать ссылку на письмо УФНС №16-15, в котором допускается применение данной схемы работы.
Учетная политика бюджетного учреждения: пример
Структура УП должна включать:
- используемый план счетов;
- алгоритмы оценки имущества, обязательств;
- процедуры по обеспечению сохранности имущества;
- схема отражения событий после сдачи отчета;
- формы первичных регистров, порядок документооборота.
УП бюджетной организации содержит массу приложений:
- инструкции, определяющие проведение инвентаризации, порядок принятия обязательств и т.д.;
- состав комиссий, проводящей ревизию;
- перечень должностных лиц с полной материальной ответственностью;
- положения о служебных командировках;
- другие документы (методики, схемы).
УП должно регулировать особенности работы по тем аспектам, которые не регулируются законодательно. Принятые положения следует использовать ежегодно.
Особенности учета операций для целей НУ следует отразить отдельной главой и по таким направлениям:
- настройка плана счетов под нужды НУ;
- алгоритм применения данных из БУ в НУ;
- используемую систему налогообложения;
- варианты представления отчетности;
- ответственные за ведение НУ;
- формы используемой первички;
- порядок заполнения регистров;
- аспекты учета НДС, налога на прибыль, на имущество.
Внедрение
Чтобы организация начала использовать разработанный свод правил, необходимо провести комплекс работ:
- утвердить приказом положения УП и указать дату, с которой их выполнение будет считаться обязательным;
- с лицами, функции которых связаны с выполнением учетного процесса, следует детально изучить УП;
- на рабочих местах разместить выписки из УП;
- настроить ПО под установленные требования;
- определить лиц, ответственных за выполнение положений УП.
Процесс разработки и использования УП – это целый комплекс мероприятий, каждый этап которого требует жесткой дисциплины и знания законодательства.
Источник: fb.ruИдёт загрузка…Финансы
Учетная политика организации: структура и основное содержание
Учетная политика предприятий и учреждений организуется в соответствии с Законом «О бухгалтерском учете», типовым планом соответствующего предприятия по бухучету и отчетности. В течение года она, как правил…
Бизнес
Некоммерческие организации как юридические лица. Финансы и учетная политика различных форм некоммерческих организаций.
Некоммерческие организации как юридические лица образовываются в разнообразных организационно-правовых формах. Каждая из форм имеет определенные характерные черты, исходя из тех основ их создания, реорганизации, ликви…
Образование
Пример статистического наблюдения. Организация статистического наблюдения
В современном обществе управление экономикой было бы невозможным без такой важной науки, как статистика. Эта дисциплина на протяжении многих столетий играла роль необходимого и эффективного инструмента в любом государ…
Образование
Аудит учетной политики. Правила его проведения
Аудит учетной политики – это определенный вид деятельности, который заключается в сборе фактов, имеющих отношение к работе и положению предприятия, а также в их оценке. Осуществляется он независимым, компетентны…
Финансы
Учетная политика ПБУ: применение и общее положение
Большинство крупных коммерческих организаций ведут учетную политику. Это может быть связано как с требованиями законодательства, так и с объективными потребностями фирм, обусловленными спецификой ведения бизнеса, его …
Финансы
Учетная политика предприятия: теоретический аспект
За долгий период существования и развития экономической теории созданы и апробированы теории, в которых обоснованы самые разные источники извлечения прибыли и в соответствии, с которыми строится учетная политика предп…
Бизнес
Положение о документообороте организации. Пример документооборота в организации
Документ — это информация, представленная в форме, соответствующей содержанию и назначению. Документ создается с целью, кем-то для кого-то-то. Но не всегда источником документа и/или его адресатом будет человек. Совре…
Бизнес
График документооборота для учетной политики: образец. Положение об учетной политике
Документооборот предприятия — его центральная нервная система. Законодательная регламентация предпринимательской деятельности постоянно увеличивается и совершенствуется. Важна не только правильная организация движения…
Финансы
Учетная политика для целей налогового учета: формирование учетной политики предприятия
Документ, определяющий учетную политику для целей налогового учета, аналогичен документу, составленному по правилам учета в бухгалтерии. Он применяется в целях налогообложения. Его гораздо сложнее составить из-за того…
Бизнес
Матрица Портера на примере организации
Конкуренция в маркетинговой сфере определяется рыночным соперничеством между различными юридическими и физическими лицами, то есть предприятиями, производителями, потребителями. Фактически конкуренция встречается везд…
Источник: https://monateka.com/article/245004/